Дурной характер Яхве в Ветхом Завете

“Бог Ветхого Завета — возможно, самый неприятный персонаж в мировой литературе. Ревнивый и гордый этим, мелочный, несправедливый, безжалостный властолюбец, мстительный, вдохновитель этнических чисток, женоненавистник, гомофоб, расист, детоубийца, сеющий чуму и смерть, страдающий манией величия, садомазохист, капризный, злобный хулиган-задира” (Ричард Докинз. «Бог как иллюзия»).

“The God of the Old Testament is arguably the most unpleasant character in all fiction: jealous and proud of it; a petty, unjust, unforgiving control-freak; a vindictive, bloodthirsty ethnic cleanser; a misogynistic, homophobic, racist, infanticidal, genocidal, filicidal, pestilential, megalomaniacal, sadomasochistic, capriciously malevolent bully” (Richard Dawkins. “The God Delusion”).

Ревнивый и гордый этим

“Проявление Израилем даже толики внимания к конкурирующим божествам вызывает у Яхве приступы неистовой ярости, напоминающей наихудшие проявления сексуальной ревности и, опять-таки, мало подходящей с позиции современной морали в качестве образца идеального поведения”. 

За обращение к иным богам Яхве обещает изощренную месть: “не следуйте за другими богами, ведь Господь — Бог ревнивый: Он разгневается и сметет вас с лица земли!” (Втор 6.14-15).

Именно так описывает автор книги Чисел реакцию Яхве на поведение израильтян:

“народ стал развратничать с моавитянками, а те позвали их участвовать в жертвоприношениях своему богу. И разгорелся гнев Господа на Израиль. Господь сказал Моисею: «Возьми всех предводителей народа и распни их на солнце, чтобы умилостивить Господа. Тогда прекратится гнев Господа на Израиль». Моисей велел вождям Израиля: «Пусть каждый из вас сам убьет тех из своих людей, кому полюбился Ваал Пеорский!»

В это время один из сынов Израилевых привел мидьянитянку — прямо на глазах у Моисея… Увидев это, Пинехас взял копье, проследовал за тем израильтянином в палатку — и там пронзил их обоих копьем, и израильтянина, и женщину, прямо в палатке. И мор среди сынов Израилевых тотчас прекратился. (А всего от мора погибло двадцать четыре тысячи человек.) Господь сказал Моисею: «Пинехас отвел Мой гнев от сынов Израилевых. Он отомстил за оскорбления, Мне нанесенные, и Я не уничтожил сынов Израилевых в ярости Своей. Объяви: Я заключаю с Пинехасом договор, несущий ему благоденствие, и по этому договору он и его потомки навеки получают священническое звание, — ибо Пинехас отомстил за оскорбления, нанесенные Богу его и искупил вину сынов Израилевых» (Чис 25.1-11).

Мелочный

Может ли женщина после вступления во второй брак снова сойтись с первым мужем?

Такое нынче бывает. Сейчас бы люди сказали: «ну вот, одумалась, поняла, что нет ничего лучше первой любви». Однако, согласно указанию Книги Второзакония, это отвратительно и мерзко пред Богом:

«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и напишет ей разводное письмо, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, — то не может первый ее муж, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом [Богом твоим]» (Втор 24:1,3–4).

Чуть ниже в той же 23-й главе Книги Второзакония содержится знаменитое правило о лопатке:

«Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» (Втор 23.12–14).

Здесь удивляет угроза того, что Бог оставит виновника осквернения и перестанет ему помогать в убийстве врагов.

Несправедливый

В Библии одни люди отвечают за ошибки других.

За секс еврея с мидьянитянкой было уничтожено 24 000 евреев  (Чис 25.9). Геноцид прекратился только после убийства любовников (Чис 25.7-8), что было названо искуплением.

Яхве такой обидчивый?

Другой пример: когда евреи сделали себе статую тельца,

“Моисей сказал: «Так говорит Господь: „Возьмите мечи и пройдите по стану! Пусть каждый убьет брата, убьет друга, убьет соседа!”» Сыны Левиевы выполнили приказ Моисея: около трех тысяч человек было убито в тот день. Моисей сказал им так: «Посвятите себя ныне в священники Господа — ценой сына, ценой брата, и тогда вам будет дано благословение!» (Исх 32. 27-29).

Позже за неосмотрительность царя Давида было уничтожено 70 000 евреев:

«Господь навел мор на Израиль. Из всего народа погибли семьдесят тысяч человек” (2 Цар 24.15).

Люди с подачи Яхве пользуются не заслуженными благами:

  • «введёт тебя Бог твой, в ту землю, которую Он клялся дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил» (Втор 6.10-11).
  • «Вы овладеете народами, которые больше и сильнее вас; всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; никто не устоит против вас» (Втор 11.23-25).
  • «и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобой не будут господствовать» (Втор 15.6).

Безжалостный властолюбец  

Ради максимального господства над израильтянами Яхве создал все условия для изоляции Израиля от окружающих народов. 

Ради этого в Библии появились всевозможные религиозные, сексуальные и даже бытовые табу.

“Пообещав выгнать с родины несчастных аморреев, хананеев, хеттеев, ферезеев, евеев и иевусеев, Всевышний переходит к тому, что его больше всего волнует, — богам-соперникам: “Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите [священные] рощи их. Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа. Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; и не бери из дочерей их жён сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих. Не делай себе богов литых»» (Исх. 34.13-17).

Мстительный 

В Ветхом Завете есть несколько ответов на вопрос об ответственности детей за ошибки своих отцов

Первый изложен в 23-й главе Второзакония. Там сказано, что в общину Господа не может войти неполноценный мужчина (скопец). И бастард, т.е.

“рожденный от недозволенной связи не может войти в общину Господа, и потомки его, даже в десятом поколении, тоже не могут” (Втор 23.2).

По отношению к моавитянам в книге Второзакония также изложено крайне жесткое предписание:

“моавитяне не могут войти в общину Господа, и потомки их тоже не могут, даже в десятом поколении, никогда!”.

Моавитяне отличились тем, что

“не встречали [израильтян] на дороге с хлебом и водой, когда [те] шли из Египта” (Втор 23.3-4).

Отмечу, что гнев Яхве простирался не только на недругов Его народа, но и на их потомков.

Ни дети, ни внуки, ни даже десятое поколение моавитян не могло быть принято в сообщество служителей Яхве. 

Бога совершенно не интересовало нравственное состояние и поведение потомков моавитян. Эти дети отвечали за грехи родителей.

Яхве предписывал вечно мстить моавитянам: “поэтому никогда, пока вы живы, не делайте ничего, что принесло бы им мир и благополучие” (Втор 23.6).

“Господь сказал Моисею: «Отомсти мидьянитянам за их преступления перед сынами Израилевыми…  и отобрали двенадцать тысяч воинов… Они напали на мидьянитян и перебили всех мужчин этого племени. Сыны Израилевы захватили в Мидьяне женщин, малых детей, и весь скот, и все стада…  Моисей был в гневе на возвращающихся из похода военачальников. Он сказал им: «Вы оставили всех женщин в живых? Убейте всех мальчиков и убейте всех женщин, которые познали мужчину! А девиц, еще не познавших мужчину, оставьте в живых, для себя” (Числ 31.1-18).

Поскольку мальчики не могли стать женами иудеев, их просто убили. 

Второй ответ мы видим в Декалоге:

“Я, Господь, твой Бог, — Бог ревнивый. За грехи отцов, отвергнувших Меня, Я караю их детей, внуков и правнуков” (Втор 5.9).

В данном случае эта угроза касается “своих”, т.е. иудеев. 

Расист 

Расизмом называется учение о природном неравенстве народов и рас.

Ключевую роль в формировании расистских стереотипов сыграла концепция «проклятия Хама» — библейской истории, которая трактовалась как доказательство предопределенного рабского статуса чернокожих народов. 

Согласно библейской легенде, когда Ной узнал о проступке Хама, то произнес:

«Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт 9.24–25).

В Библии указано, что жители Африки — это потомки Хама, «то есть люди второго сорта, самой судьбой предназначенные для рабства».

В частности, потомки Хама жили в Египте:

“И пришел Израиль в Египет, переселился Иаков в землю Хамову” (Пс 104.23).

«Забыли Бога, совершившего в Египте великое, чудесное в земле Хамовой» (Пс 105.21-22).

В книге Бытия отражено мнение, будто от Хама произошли народы Африки:

“От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих. Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан” (Быт 10.5-6).

Хуш — в переводе LXX это слово замещено названием «Ефиопия».

«Может ли кушит (в Септуагинте — Αἰθίοψ) поменять свою кожу?» (Иер 13.23).

Мицраим. В Библии это слово указывает на Египет. 

Фут. У пророков племя Фута перечисляется в ряду африканских народов (Иер 46:9; Иез 30:5; Наум 3:9). Согласно с И. Флавием и древнейшими контекстами, это Ливия, лежавшая на северо-западе Африки, по соседству с Нубией.

Так зародилась омерзительная идея о богоугодности порабощения обитателей Африки:

“негры, потомки старшего сына Хамова Хуса, до последнего времени вывозимы были из Африки в огромном количестве на продажу американским планта­торам, и состояли у них под игом тягчайшей неволи и бесчеловечного обращения”  (епископ Виссарион (Нечаев)).

Избранничество Израиля часто представляется в Ветхом Завете в политическом плане как утверждение национальной исключительности древних иудеев, их превосходства над всеми другими народами. Более того, в некоторых текстах звучит идея о том, что Бог отвергает (и погубит) языческие народы ради блага Израиля: 

«Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам [других] людей за тебя, и народы за душу твою» (Ис 43:3–4).

Кстати, в неканонической 3-й книге Ездры сказано:

«О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне… эти народы, за ничто Тобою признанные…» (3 Ездры 6:56-57).

Кровожадный вдохновитель этнических чисток 

Убить всех — в этом смысл древнего “заклятия”. Ассирийская империя использовала геноцид (заклятие) для устрашения и деморализации противников:

“вот, ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие; ты ли уцелеешь?” (Ис 37.9).

Яхве также предстаёт в Библии как инициатор геноцида:

“в городах здешних народов, чью землю Господь, ваш Бог, отдает вам во владение, не оставляйте в живых никого! Предайте их всех заклятью и уничтожьте — хеттов, амореев, ханаанеев, периззеев, хиввеев и евусеев — как повелел вам Господь, ваш Бог” (Втор 20.16-18).

“И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых; и взяли мы в то время все города его; и предали мы их заклятию, как поступили с Сигоном, царем Есевонским, предав заклятию всякий город с мужчинами, женщинами и детьми; но весь скот и захваченное в городах взяли себе в добычу” (Втор 3.3-7).

Описано также зверское уничтожение жителей Иерихона при завоевании евреями земли Ханаан:

«Они предали заклятью, все живое, что было в городе, — перебили мечом мужчин и женщин, детей, и стариков, быков, овец, коз, ослов» (И.Нав 6.20).

Позже появилась еще одна история:

«Теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла» (1Цар. 15:3).

Женоненавистник  

«Женщине Господь Бог сказал: «Мучительной Я сделаю беременность твою, в муках будешь рожать детей. Муж будет господином твоим» (Быт 3.16).

Роль женщины настолько скрыта в рамках домашнего очага, что порой вовсе не учитывается при описании событий, а лишь вскользь упоминается в контексте деторождения и иных домашних функций. Например, после описания трагедии Каина и Авеля в Быт 4.17 внезапно упоминается жена Каина, которая родила Еноха.

Ни ее происхождение, ни даже имя при этом не упоминается.

При рождении дочери мать считалась нечистой вдвое дольше, чем при рождении сына (Лев 12:2-8).

В Древнем Израиле только муж имел право на развод, причем по самой незначительной причине, когда «он находит в ней что-нибудь противное» (Втор 24.1). 

“Женщины и дети в то время рассматривались как имущество мужчин. Например, в Декалоге последняя заповедь запрещает желать (то есть так сильно хотеть, что думать о краже) чей-то дом, чью-то жену, чьего-то раба, вола или осла  (Исх 20.17). Таким образом, мы видим, что жена человека ценится наравне с ослом” (Б. Эрман).

Пренебрежительное отношение к женщине отражено у Екклесиаста:

«Чего еще искала душа моя, и я не нашел? — Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщину между всеми ими не нашел» (Еккл. 7:28).

В книге Сираха, протофарисейском произведении 180 до н.э., сказано, что

«лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина» (Сир 42:14).

Гомофобный

Под гомофобией (др.-греч. ὁμός «подобный» и φόβος «страх»)  принято понимать культивированную ненависть к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией и их дискриминацию. В Древнем Израиле не было понятия о сексуальной ориентации, поэтому в данном контексте можно говорить о ненависти к людям, практикующим однополые сексуальные отношения (мужеложество):  

  • “Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость” (Лев 18.22)
  • “Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них” (Лев 20.13).

Детоубийца 

Никакого сострадания к «слезинке ребёнка» в Библии нет.  В Ветхом Завете ребёнок был ценен как будущий взрослый, а не ребенок как таковой. Он был продолжением родителей; на детях напрямую сказывался статус отца и матери. 

Дети грешников погибли в Великом Потопе:

«Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт 6:7).

В книге Исход сказано, что Яхве уничтожает всех первенцев египтян лишь для того, чтобы явить свою славу египтянам. 

Посмотрим, как Яхве во Второзаконии предписывает поступать с детьми язычников-амореев:

“И сказал мне Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона; начинай овладевать землею его… и мы поразили его и сынов его и весь народ его, и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых; только взяли мы себе в добычу скот их” (Втор 2.31-35). 

Знаменитую фразу из 136-го псалма «Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» свт. Иоанн Златоуст истолковал как “страстное желание древних иудеев, которые простирали свой гнев даже на младенческий возраст”.

Откроем книгу Левит:

“Если же после сего пойдете против Меня, то Я пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей” (Лев 26.21-22).

«Я согрешил», — сказал Давид Нафану. «Господь загладил твой грех, ты не умрешь! — ответил Нафан. — Но сын, который родился у тебя, он умрет, потому что ты пренебрег Господом». На седьмой день ребенок умер (2 Цар 12.13-18).

Хочется понять, что означает фраза “Господь загладил твой грех”, если впоследствии погибло несколько детей Давида?

Сеющий чуму и смерть

Второзаконническая концепция завета с Богом была смоделирована по типу ассирийских договоров. Например, в договоре Асархаддона с мидийским вождем сказано:

«Как эти весенние ягнята и овечки взрезаны, и их кишки обмотаны вокруг их ног, так пусть кишки твоих сынов и дочерей будут обмотаны вокруг твоих ног» (строки 551–554).

Давайте сравним эти строки с угрозами Яхве в отношении своих подданных — древних иудеев: 

«Господь нашлет на вас чуму, и вы исчезнете с той земли, в которую вы идете, чтобы овладеть ею. Господь поразит вас чахоткой, горячкой и лихорадкой, жаром и засухой, суховеем и спорыньей, и эти бедствия будут преследовать вас, пока не погубят. Господь поразит тебя египетскими нарывами, опухолями, паршой и чесоткой, и ты не сможешь излечиться. Господь поразит тебя безумием и слепотой, и спутаются твои мысли. Господь поразит тебя страшными нарывами на коленях и голенях, и ты не сможешь излечиться; они покроют тебя от пят до макушки. Господь пошлет вам и вашим потомкам небывалые несчастья, великие и непреходящие, пошлет болезни, тяжелые и продолжительные. Он снова поразит вас всеми египетскими болезнями, которых вы так боитесь, — они станут вашим уделом! Господь пошлет вам и такие болезни и несчастья, о которых не написано в этом свитке, в Законе, — и вы погибнете. Господь будет радоваться, уничтожая и истребляя вас» (Втор 28.21,22,27,28,35,60,61).

Страдающий манией величия 

Маниакально-трагикомическая ревность Всевышнего к богам-конкурентам периодически вспыхивает на протяжении всего Ветхого Завета. 

Чтобы явить свою силу и прославиться, Яхве устраивает сражение с богами Египта. Для этого страдают обычные животные и люди:

“в эту ночь Я пройду по Египту и убью всех первенцев в этой стране, и первенцев людей и первенцев скота. Это будет Мой суд над всеми богами Египта. Я — Господь!” (Исх 12.12).

“В этот день, на глазах у всего народа, Господь сойдет на гору Синай. Проведи для людей границу вокруг горы и вели на гору не подниматься и до ее подножия не дотрагиваться. Всякий, кто прикоснется к горе, должен быть предан смерти” (Исх 19.11-12).

Ранее Бог допускал общение с Авраамом по-домашнему — прямо в шатре:

“у дубравы Мамре, когда Авраам сидел у входа в шатер, явился ему Господь… Авраам сам подал гостям сметану, молоко, телятину — и ждал, стоя под деревом, пока они поедят” (Быт 18.1,8).

Садомазохист 

“Бог приказал Аврааму принести во всесожжение своего долгожданного сына. Авраам построил алтарь и, сложив кучу хвороста, уложил на неё связанного Исаака. Он уже занес над сыном жертвенный нож, когда ангел, театрально появившись в последний момент, сообщил ему о перемене плана: Бог, оказывается, просто «проверял» Авраама и крепость его веры. По нынешним стандартам данная история — образчик совокупного насилия над малолетним, издевательства вышестоящего над подчиненным и первого известного в истории случая применения оправдания, впоследствии звучавшего из уст обвиняемых на Нюрнбергском процессе: «Я только подчинялся приказу»”.

Позже апостол Павел скажет, что в Новом Завете Яхве послал своего собственного сына Иисуса на казнь…

Николай Ге «Распятие». 1892 г.

А в Ветхом Завете для наказания грешников Яхве придумывает изощренные страдания: 

  • «Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами» (Лев 20.14).
  • “Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его” (Прит 13.24).

Капризный хулиган-задира

Нападки Бога на Иова описаны в невероятно жестоких и красочных терминах: 

“Я был спокоен, но Он потряс меня; взял меня за шею и избил меня и поставил меня целью для Себя. Окружили меня стрельцы Его; Он рассекает внутренности мои и не щадит, пролил на землю желчь мою, пробивает во мне пролом за проломом, бежит на меня, как ратоборец” (Иов 16: 12-14).

В конечном счете Иов обращается с мольбой к Богу, чтобы тот явился ему и дал возможность лично защитить себя.

Как говорится, бойтесь своих желаний.

Бог все-таки является Иову. Но не дает ему возможности ответить или защитить себя. Вместо этого он является во всем своем могуществе и сокрушает Иова своим божественным величием, решив появиться вместе с сильной бурей, упрекает Иова за все его слова и за оспаривание воли Бога, который может и делает то, что сам решает, ибо Он один является Всевышним.

Безусловно, Бога попросту не волнует, что именно Иов хочет сказать.

Он не дает никакого ответа. Вместо этого Бог сообщает Иову о том, что он, Бог, будучи Всевышним, не должен отвечать на вопросы простых смертных и любые поиски ответа, правды и понимания оскорбляют его и его божественные права. Бога нельзя ни о чем спрашивать. 

После того, как Иов выдержал испытание и остался верен Богу, несмотря на чудовищные страдания, которые претерпел, Бог награждает его, даруя ему вдвое больше того, что тот имел ранее, — вдвое больше овец, ослов и быков.

И он возмещает ему потерю семерых сыновей и трех дочерей, заменяя их новыми.

Но подождите секунду! Это не лишено смысла, когда дело касается домашнего скота, — можно также преумножить земли.

Но можно ли  заменить человеку детей? Если вы теряете ребенка, будет ли вам легче от появления нового? Означает ли это, что Бог может разрешить Сатане убить десять детей и расплатиться за это с Иовом, попросту заменив их на новых («Не волнуйся: это просто была проверка!»)?

Для многих читателей это наиболее волнующий из всего еврейского Писания вопрос” (Барт Эрман). 

Подведем итоги

Хорошо, что многие из описанных здесь событий никогда не происходили.

Древние евреи не уничтожали мечом «мужчин и женщин, детей, и стариков» в Иерихоне, не совершали геноцида при завоевании земли Ханаанской. Раскопки показали, что в конце бронзового века на месте Иерихона не было никакого укреплённого поселения, даже деревни. В полностью контролируемом египтянами Ханаане по всей стране стояли гарнизоны египтян, и кочевники евреи, просто не смогли бы завоевать страну, в которой везде стояли египетские войска.

Город Гай, согласно библейскому повествованию, был захвачен вторым. Но раскопки на месте города, предположительно идентифицируемого с Гаем, показали, что он был полностью разрушен около 2250 г. до н.э., и лежал в руинах около тысячи лет, вплоть до возникновения на этом месте еврейской деревни около 1200 г. до н.э.

Во время Исхода из Египта не погибли 24000 еврея, а другие 3000 не были убиты левитами. Ведь участников этого Исхода было не более 3-5 тысяч человек. Ничего, относящегося к этой эпохе Исхода, на Синае и в районе Негева найдено не было. Нет здесь и тысяч могил почитателей золотого тельца. Пятикнижие упоминает, что израильтяне победили пять царей мадианитян и разграбили их города (Чис 31.1-12), однако урбанизация земли Мадиам не известна до VII века до н. э.

Плохо, что в Древней Иудее с политической целью были созданы такие кровожадные легенды и представлен именно такой облик Яхве, в отличие от дорого бога Эля из книги Бытия.

Хорошо, что святые отцы Церкви жестко критиковали обычаи и законы Ветхого Завета. Свт. Иоанн Златоуст говорил, что «ветхозаветное так отстоит от новозаветного, как земля от неба».

Российский библеист Александр Павлович Лопухин подчеркивал, что причиной появления заповедей в Ветхом Завете было «жестокосердие»: «Очевидно, что и Сам Спаситель считает Моисеево установление человеческим, а не божественным. Оно было дано как временное приспособление высшего и вечного закона к духу, времени и имело лишь временный характер».

В послании к Евреям утверждается, что Ветхий Завет имел некий изъян, «недостаток» (Евр 8:7). Он назван ветхим, «а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр 8:13).

Плохо, что христиане верят в богодухновенность всех книг Библии:

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3:16–17).

Современный читатель из этой цитаты вполне может сделать вывод, что каждое слово в ветхозаветных книгах богодухновенно, а, значит, может быть использовано как руководство в духовной (и не только) жизни.

В некоторых современных исследованиях возвещается чуть ли не извечное и божественное происхождение ветхозаветных предписаний и табу: «Закон — не относительные установления, чем-то обусловленные (временем, средой, ситуацией и т. п.), он основывается на Самой неизменной природе Бога, которая истинна и является источником блага».

Хорошо, что некоторые предписания Ветхого Завета полностью отвергаются христианами.

Плохо, что в новозаветных книгах прямо одобряются легенды о геноциде:

Бог, “истребив семь народов в земле Ханаанской, дал им в наследие землю их” (Деян 13:19-20).

В завершение обратимся к мнению автора эпиграфа этой заметки:

“Меня в таких рассказах больше всего шокирует не то, что это когда-то происходило на самом деле, — возможно, и нет. Но что действительно приводит в изумление, так это готовность людей в наше время выбирать для подражания такой отвратительный образец, как Яхве, — и, более того, навязывать это злобное чудовище (будь оно реальным или вымышленным) нам всем” (Ричард Докинз. «Бог как иллюзия»).

Литература

  1. Библейский культурно-исторический комментарий : В 2 ч. / Джон Х. Уолтон, Виктор Х. Мэтьюз, Марк У. Чавалес. — СПб. : Мирт, 2003
  2. Докинз Ричард. Бог как иллюзия. — М.: Издательство КоЛибри, 2008. — 560 с.
  3. Эрман Барт Д. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. — М., 2015

 

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 2
  1. Отец Онуфрий

    Хорошее пособие для расЦирковления

    1. alex (автор)

      Спасибо

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: