«Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мар.2:18-20).
1. Многие тексты Нового Завета, якобы содержащие слово пост, были испорчены в Средние века
Усиление аскетических тенденций в Древней Церкви и связанное с ним настойчивое требование о соблюдении поста всеми христианами делает неудивительным тот факт, что монахи, переписывающие рукописи, ввели несколько предписаний о посте, в особенности, связанном с молитвой:
— «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29);
— «четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме» (Деян. 10:30);
— «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе» (1Кор.7:5). Этот текст без упоминания о посте цитировали многие святые отцы, он входит в состав канонических правил: 3-е правило свт. Дионисия Александрийского (+265 г.), 5-е правило свт. Тимофея Александрийского (+384 г.). Порча рукописей с текстом 1Кор.7:5 произошла лишь на грани IV-V веков. Из этой текстологической катастрофы выросло целое учение о супружеском посте: «мысль апостола Павла не дает никаких оснований для разрешения супружеских отношений во время поста… если мы хотим упражняться в посте, продолжительность которого точно определяет Устав Церкви, то должны в это время воздерживаться от супружеской близости»[1].
Отметим, что во всех упомянутых новозаветных текстах в оригинале слово пост отсутствовало.
В Рим.14:17, где о Царстве Божьем сказано, что оно не пища и питье, «но праведность и мир и радость в Духе Святом», в одном из кодексов после слова «праведность» имеется вставка «и аскеза»[2].
Более того, иногда в евангельский текст переписчик добавлял целую строку из иного евангелия, и таким образом, ошибка удваивалась. Например, в некоторые поздние рукописи Мф.17:21 добавили уже ранее кем-то испорченную строку из Мк.9.29: «сей же род изгоняется только молитвою и постом»[3].
В Дидахи (I-II вв.) со ссылкой на Евангелие от Матфея указывается: «молитесь о врагах ваших, поститесь о гонителях ваших»[4], хотя в Мф. 5:44 не говорится о посте.
2. Апостольский век
Пощение — это пост однодневный, состоящий при этом в полном воздержании от пищи до 9 часа (т. е. до 15.00), а не в принятии особой пищи.
Про совершенный пост в «Пастыре» Ерма (нач. II в.) сказано: «в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; а то из пищи, что ты в этот день сбережешь таким образом, отложи и отдай вдове, сироте или бедному»[5].
Такое понимание поста, заимствованное у иудейства, можно определить, как богослужебное:
— «когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал… Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян.13:2,3);
— «рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу» (Деян.14:23);
— «прошло довольно времени и пост уже прошел» (Деян.27:9), имеется в виду однодневный пост Дня очищения во 2-й половине сентября[6].
— «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф.6:16);
— «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф.9:15).
В Древней Церкви христиане «соблюдали пост так, как иудеи – в течение дня не ели ничего, а вечером ели то, что имеется, скоромное или постное. Некоторые принимали пищу в девятый час дня пищу неживотного происхождения, тогда как другие из такой пищи ели рыбу, а некоторые мясо птицы и яйца и т.д.»[7].
3. Посты у христиан в II-III вв.
В Дидахи (I-II вв.) впервые упоминается пост в среду и пятницу: «Посты же ваши да не будут с лицемерами. Ибо они постятся во второй и пятый [день] недели. Вы же поститесь в среду и пятницу»[8]. Эти постные дни упоминали Климент Александрийский и Ориген[9]. Позже пощение в эти дни было предписано 69-м Апостольским правилом и 10-м каноном VI Вселенского Собора.
Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя. Св. Ириней Лионский (+202) говорит, что некоторые этот пост соблюдают «один день, некоторые два, некоторые еще больше, а некоторые сорок часов дневных и ночных засчитывают в свой день». Тертуллиан на Западе в начале ІІІ века отмечает, что этот пост начинается в Великую Пятницу, в день смерти Христовой, и продолжается в субботу, длясь два дня.
Еще один источник, из которого возник Великий пост — это предкрещальный пост. К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. (Didache 7.4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться[10].
В то время была только одна форма поста — воздержание от пищи в разных формах: до определенного часа, на целый день и т.д. Православные в то время упрекали монтанистов и за удлинение дневного поста далее 9-го часа (то есть позже 15.00).
В III веке кроме среды и пятницы и пасхального поста других многодневных постов не существовало.
4. Влияние монашества
В понимание поста большую перемену внесло монашество – восприятием поста как, прежде всего, индивидуального, аскетического подвига. К V в. пришли к мысли о необходимости ограничивать себя в посте родом пищи. Так как роды и степени этого ограничения поразительно совпадают с отшельническою практикой поста, предшествовавшей учреждению Четыредесятницы, то несомненно, что здесь заимствование оттуда. Так как затем наиболее принятою пищей у подвижников был хлеб и овощи, то такая пища скоро стала повсеместно обычною и для Четыредесятницы.
5. Посты в конце IV –V вв.
Повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье (а в некоторых местностях и в субботу) с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих установлений. Церковные историки V в. пишут: «Так называемую Четыредесятницу, во время которой множество [христиан] постятся, одни почитают состоящей из 6 седмиц, другие — из 7; иные же постятся в течение 3 седмиц из 6 или 7 с пропусками; иные же — в течение 3 [седмиц] перед праздником [Пасхи], а другие — в течение 2, как, [например,] монтанисты» (Sozom. Hist. eccl. VII. 19).
«Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно… в Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц… и постятся только 3 пятидневия… те и другие, разноглася между собой в числе постных дней, называют пост одинаково — 40-дневным… одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц… одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают, а иные, постясь до 9-го часа [дня] вкушают потом всякую пищу» (Socr. Schol. Hist. eccl. V 22).
Существенным в посте считался не род пищи, а продолжительность полного воздержания от нее, т.е. час вкушения. Другими словами, в постный день не было завтрака, а лишь обед или ужин. Обязательность Великого поста для всех верных была закреплена 69-м Апостольских правилом (кон. IV в.).
Из прочих дней седмицы более священными были, как и ранее, среда и пятница. Теперь впервые находится обоснование поста в эти дни: «Поститесь в среду и пяток, поелику в среду произнесен суд на Господа, а в пяток потому, что в оный претерпел Господь крестную смерть при Понтии Пилате»[11]. О постном режиме в эти дни известно лишь, что пост оканчивался в 9 часу, т.е. не ели до этого часа (до 15.00); о роде же пищи в эти дни неизвестно ничего.
6. Апостольский (Петров) пост
Изначально пост после Пятидесятницы был компенсаторным: «если кто-либо в плавании и не знает дня пасхи, то пусть он, когда узнает его, свой пост отложит на после Пятидесятницы»[12]. «Никто на Пасху пусть не вкушает до причащения. Ибо кто так поступает, тому пост на засчитывается. Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы»[13] (этот же памятник пасхальный пост определяет всего в два дня).
В Иерусалимской церкви, по свидетельству «Апостольских Постановлений», Петров пост получил начало в качестве торжественного восстановления обычных постов года после 50-дневной их отмены: «После нее (50-цы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления»[14].
7. Появление Успенского поста
Успенский пост появился, когда из продолжительного компенсаторного летнего поста (для тех, кто не соблюл Великий пост), по немощи человеческой, был исключен весь июль, и первая часть поста стала заканчиваться в праздник апостолов Петра и Павла (12 июля). Вторая же часть того поста образовала Успенский пост.
Первые упоминания об Успенском посте обнаруживаются в IX в. Нет о нем упоминания и в уставах Евергетидском (XI в.), Константинопольского Пантократорского монастыря 1136 г. Об Успенском посте нет упоминаний ни в Студеницком, ни в Хиландарском типиконах св. Саввы Сербского, ХІІІ века. Ипотипосис и Диатипосис не говорят еще о нем, и это в рукописях даже XIV века.
Из типиконов впервые указание на Успенский пост встречается в Типиконе Николо-Касулянского монастыря (XII в.). Никон Черногорец (XI в.) говорит об Успенском посте, что соблюдающие его, утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен[15].
Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 г., проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (старый стиль).
8. Становление и длительность Рождественского поста
Ядром, из которого вырос Рождественский пост, был пост кануна праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III века и в IV веке разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.
На Востоке сорокадневный Рождественский пост упоминается в IX веке (хотя в это время его продолжительность была еще предметом разногласий).
Изначально Рождественский пост длился всего лишь семь дней (у некоторых христиан – больше). Соответственно, к продолжительности этих постов более семи дней, пожалуй, пришли в отдельных монастырях, по предписанию ктиторского Типикона, а оттуда уже перешло в народ.
В XII веке византийские богословы обсуждали, должны ли миряне поститься столько же, сколько монахи? Вальсамон говорил так: «40 дней до Рождества постятся только монахи. Миряне постятся только 7 дней до Рождества».
В 1166 году, при императоре Мануиле Комнине Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг определил держать Рождественский пост сорок дней. Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября». Но еще Григорий Протосингел в 1431 году пишет, что тогда в Царьграде Рождественский пост некоторые соблюдают от 14 ноября, некоторые от 6 декабря, а некоторые от 20 декабря[16].
Вальсамон в конце XII в. писал в своем толковании на 69-е апостольское правило: «Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты; то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как — то: в пост Святых Апостолов, Успения Богородицы и Рождества Христова, не подвергнемся за сие стыду»[17].
Таким образом, канонический корпус Православной церкви не содержит предписаний относительно многодневных постов за исключением Четыредесятницы. Стремление соблюдать Апостольский, Успенский и Рождественский пост не предписывается канонами, но и не обличается.
[1] Иов (Гумеров), иеромонах. «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению…» (Иак. 3: 1-2). Об одном недавнем каноническом открытии. URL: http://pravoslavie.ru/29586.html
[2] Мецгер Брюс M., Эрман Барт Д. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ББИ, 2018. С. 290-291
[3] Радостная весть. Новый Завет. Современный русский перевод. Учебное издание. – М.: Российское библейское общество, 2012. С. 47
[4] Учение двенадцати Апостолов, 1:3 // Писания мужей апостольских. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 42
[5] «Пастырь» Ерма. Подобие пятое. Об истинном посте и о чистоте тела // Писания мужей апостольских. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 269
[6] Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета/ Изд. преемников А.П. Лопухина. — Стокгольм, 1987. URL: http://bible.optina.ru/new:act:27:09
[7] Святейший Патриарх Сербский Павел. Пост в Православной Церкви // Гласник, 1976. С. 12-19; Гласник, 1978. С. 91-94
[8]Учение двенадцати Апостолов, 8:1 // Писания мужей апостольских. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 50
[9] Климент Александрийский. Строматы VII, 12
[10]Великий пост // Православная энциклопедия. Т. 7, 2009. С. 454
[11] Апостольские постановления VII, 24
[12] Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. — М., 2004. С. 127
[13] Ипполит Римский. Апостольское предание // БТ-5. — М., 1970. С.293
[14] Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. — М., 2004. С. 127
[15] Там же
[16] Нектарну Кефала, митроп. Пентаполеос. Историки мелети пери тон диатетагменон нистион. — Атина, 1956. С.12
[17]Апостольские правила. URL: http://www.agioskanon.ru/apostol/001_r69.htm
Александр здравствуйте. Благодарю вас за подробную обстоятельную статью о появлении и развитии поста в христианстве. В свое время я окончательно порвал с православием и одной из главных причин этото было огромное количество постов. Я начал задумываться зачем столько постов в церкви, ведь общее их количество достигает аж 250 дней в году. Сомневаюсь. что до революции простые миряне соблюдали полностью этот цикл. Я сам лично пытался строго соблюдать великий пост. Из проповедей священников я уяснил, что пост это с одной стороны способ совершить совместные страдания со Христом, это своеобразная попытка подготовиться к Пасхе и это как бы аскетический ритуал религиозного очищения, священники утверждают, что благодаря постам происходит борьба со страстями и укрепление в вере. Правда единого мнения как и в каких объемах соблюдать пост в церкви нет. Одни священники считают, что во время поста главное друг друга не есть, а ограничение в пище вещь несущественная, другие напротив ссылаются на святых отцов и требуют поститься в полную силу, а для третьих даже полный церковный постный календарь считается слишком мягким. В постных календарях всегда подчеркивается, что это монастырский устав, а устава для мирян нет. Я позже стал задумываться о том зачем в церкви столько постов и почему их не сокращают. Я со временем понял,что пост никак не влияет на нравственность и состояние души, нисколько не делает людей ни добрее, ни честнее, наоборот оголтелыми фанатиками используется как объект самоутверждения. В то же время голодание даже и во вред идет, так как ожесточает человека, пагубно влияет на психику. Ваша статья отчасти отвечает на этот вопрос, пост как традиция складывался постепенно. Но зачем церковь так упорно требовала его соблюдать с какой целью. На этот счет есть масса теорий. либо пост это всего лишь обычные бессмысленные ритуалы подобные языческим, подражание мистериям. Невзоров вообще полагает, что пост это попытка придать популярности малозначимому празднику. Он сравнивает это с дрессировкой животных, которых перед представлениями в Др Риме подвергали предварительной выголодовке. Есть даже точка зрения, что в Российской империи посты церковью специально насаждали для крестьян с целью предотвратить голодную смерть, дескать весной, когда начинается Великий пост крестьянину легче экономить продукты и подготовиться к посевной, ведь в этот период заканчиваются запасы, собранные после осеннего урожая. Не думаю, что эти теории отвечают на вопрос. Что вы думаете по этому вопросу? Может быть церковь упорно насаждала постные традиции с целью лучше контролировать паству, ведь голодная паства будет более покорной?
Именно так. «Контролировать паству». А еще ученые заметили, что «дорогостоящие» обряды делают человека зависимым от религиозной общины.
Что вы хотите сказать этой статьей? Что пост сейчас не нужен? Так вот сейчас он нужен как никогда. И не столько в пище сколько развлечении и растлении ума.
Всё, что я хотел сказать, написано в самой статье. Практика поста эволюционировала. Иисус пост не предписывал.
Лично я считаю, что долгое пищевое воздержание вредно для организма и нарушает работу мозга, что ведет к «растлению ума», т.е. к безнравственным поступкам
Спасибо большое за информацию, мне она очень помогла! Мне было очень интересно прочесть. Для себя я нашла то, что искала. Спасибо.