Как познать себя и управлять потоком своих мыслей

Святые отцы особое внимание уделяли теме душевного благополучия. Сердечный покой свидетельствует о правильном духовном и душевном устроении человека. И наоборот, если человек с яростью нападает на своих ближних, ненавидит и осуждает людей, значит, он обуреваем страстями и далек от христианского совершенства. По слову ап. Иакова, плод праведности смогут пожать те люди, которые созидают мир вокруг себя (Иак.3:18).
Итак, покой в сердце – одна из важнейших христианских ценностей. «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, — говорил преподобный Алексий Зосимовский, — а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы».

Распространенные причины негативных душевных состояний:
1) ожидание от себя быстрого достижения духовных высот
Реакцией на грехопадение должно быть не удивление, не уныние («да как же я мог так согрешить!), а смирение:
«Не надобно удивляться странным, греховным случаям, бывающим с тобою, смущаться и малодушествовать от них (это гордость), а смиренно молиться Богу, без воли Которого ничто не бывает, и иметь всегда дух мужественный» (прав. Иоанн Кронштадтский).
«Нужно веровать, что в первородном грехе заключается семя всех страстей… и потому не стоит удивляться проявлению и восстанию ни одной страсти» (свт. Игнатий (Брянчанинов))

2) сравнение себя с окружающим, а тем более с «героями» или святыми
«Весьма неразумен тот, кто, слыша о сверхъестественных добродетелях святых мужей, отчаивается» (Лествица. Слово 26, 125)
«Христианин должен избегать нездоровой религиозности: как чувства превосходства перед другими по причине своих добродетелей, так и чувства своей худости по причине своей греховности. Одно дело – комплекс, а другое – смирение; одно дело – уныние, а другое – покаяние» (преп. Порфирий Кавсокаливит)

3) Завышенные требования к окружающим людям. Осуждение (диагноз без желания помочь). Позиция: «Мне все обязаны. Люди должны жить по моему сценарию»
«И к себе нам часто приходится снисходить, ибо немощи наши оказываются сильнее нас. Вот и учись жить. Со своих близких многого не требуй. Не судите никого; где — суд, там нет любви. А ты попробуй поживи внимательно хоть один день, понаблюдай за собой. Кто ты-то есть по отношению к людям? Сначала узнай себя, потом попробуй хоть день прожить, сопротивляясь греху. Узнаешь, как это трудно; а, узнав, научишься снисходить к немощам человеческим и не будешь никого осуждать» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин))
«Не суди и не обижайся на людей. Что бы они тебе ни сделали, не возненавидь никого. Каждый поступает согласно тому, как научен, какой имеет характер. Не многие обладают добротой и рассуждением» (Старец Иероним Эгинский)

4) попытка «спасать мир», обличать грешников, указывать людям на недостатки, проповедовать праведность
«Для Тебя не столько важно, чтобы множилось дело проповеди Евангелия в мире, сколько то, чтобы душа моя сохранилась у Тебя здравою» (преподобный Исаак Сирин)
«Если ты xoчешь помочь Церкви, то стapaйся лучше исправить ceбя caмого, a не дpyгих. Если ты исправишь caмого ceбя, то cpaзу же исправится частичка Церкви. И понятно, что eсли бы так поступали все, то Церкoвь была бы приведена в полный порядок. Но люди ceгодня занимаются вceм, чем yгодно, кpoме caмих ceбя, потому что заниматься дpyгими легко, a для того, чтобы заниматься caмим coбoй, нужен труд» (преп. Паисий Святогорец)

5) Склонность всё преувеличивать, «делать из мухи слона» и мысленно представлять самое худшее развитие событий
«Нечестивый бежит, когда никто не гонится [за ним]» (Прит.28:1), говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!» (Прит.22:13).
Такие люди, описывая события, используют гиперболы, слова «ужасный», «жуткий», а также фразы «Я этого не вынесу», «Это невозможно», «Это невыносимо». Свои выводы такие люди делают, учитывая лишь 1-2 факта, вместо терпеливого анализа

6) Убежденность в собственной способности «читать мысли» окружающих людей, а также знать мнение Самого Бога
Все свои мнения о людях стоит рассматривать как гипотезы, которые нуждаются в проверке. С людьми важно искренне общаться, а не пытаться играть роль провидца

7) Чрезмерная привязанность к людям. Ощущение сильной зависимости от их мнений и действий
«Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс.145:3)
«Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин))

8.) длительное переживание своих ошибок, прокручивание грехов пред своим мысленным взором, зацикливание на себе, подмена покаяния самоедством
«Мы делаемся смиренными не потому, что созерцаем себя (это всегда ведет к гордыне, в той или иной форме, ибо лжесмирение всего лишь вид гордыни, может быть — самый непоправимый из всех), а только если созерцаем Бога и Его смирение» (прот. Александр Шмеман)
Познав глубину своего греха, следует думать не об этих самих грехах (что равносильно пленению этими грехами и медитации на тему своего «Я», но искать пути достижения противоположных им добродетелей. Полезнее сосредоточиться на поиске решения проблемы вместо того, чтобы мучительно думать о самой проблеме.

9) вера в приметы и плохие предзнаменования
«Верить приметам не должно. Нет никаких примет. Господь управляет нами Своим Промыслом, и я не завишу от какой-либо птицы, или дня, или другого чего-либо. Кто верит предрассудкам, у того тяжело на душе. А кто считает себя в зависимости только от Промысла Божия, у того, наоборот, на душе радостно» (преп. Никон Оптинский)

Возможные пути преодоления негативных душевных состояний:
1) Перестать быть «мухой», попробовать стать «Божьей пчелой»
На вопрос: «Что значит жить по сердцу?», преп. Амвросий Оптинский отвечал: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее». Люди не делятся на «хороших» и «плохих». В них есть и те, и другие качества. Люди — очень сложные существа, чтобы судить о них край¬ними категориями или чтобы случайные сравнения имели хоть какое-то значение. Они похожи на поле, летая по которому пчела найдет цветы, а муха – нечто неприятное.

2) По-новому взглянуть на неприятную ситуацию и найти плюсы в происходящем
«Я немного знаю, как тяжело терпеть клевету. Она — грязь, но грязь целебная… Когда видите, что вас чернят, принимайте то, как целительные грязи» (свт. Феофан Затворник)

3) Попробовать немного обесценить значимость унижающих людей. И пытаться понять, как на происходящее смотрит Бог
«Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе… судия же мне Господь» (1Кор.4:3-5)
«Делайте свое, а как другие на вас смотрят, не считайте того важным. Ибо верен суд только Божий. Люди же и себя плохо знают, тем паче других» (свт. Феофан Затворник)

4) Стараться найти в ситуации то, за что стоит благодарить Бога и людей
«Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага» (преп. Антоний Великий)

5) Оценивая свои способности, важно учитывать благодатную помощь Божию
«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:13)

6) Попытаться обсудить происходящее с близкими людьми
«Сладок [всякому] друг сердечным советом своим» (Прит.27:9)
«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» (Иак.5:16)

7) Пробовать смотреть на происходящее немного отвлеченно
«Если все случающееся принимать близко к сердцу, то нас и на месяц не хватит» (преп. Никон Оптинский)
«Люди рассудительные смотрят равнодушно на людские недостатки» (преп. Иосиф Оптинский)
«Всего, что говорят, не бери в сердце» (Книга Екклезиаста 7:21 РБО)

8.) Важно позволять другим людям принимать самостоятельные решения. Обуздывать свое любоначалие, т.е. стремление подчинять своему влиянию других людей, диктовать им свою волю
«Кто хочет быть первым, будь всем слугою» (Мк 9:35).

9) Не подчиняться потоку своих мыслей. Пытаться отвлекаться от дурных помыслов
«Когда трудишься в уединении, старайся соблюдать следующий устав: пение чего-то церковного, славословие Бога, Иисусова молитва в уме или вслух. Эти средства необходимы для того, чтобы избежать нашептывания помыслов. То есть нужно менять тему помыслов самому. Если диавол меняет тему, то почему этого не можем сделать мы?» (преподобный Паисий Святогорец)
«Отцы-аскеты пишут о двух путях борьбы с помыслами. Первый — для «сильных» и «совершенных» — состоит в том, чтобы «противоречить» им, т. е., лицом к лицу противостав им, в прямой схватке отражать их нападения. Но это — путь избранных; он сложен и чреват опасностями. Прямой конфликт, попытки усилием воли изгнать и искоренить помыслы, как правило, лишь питают их, и однажды подавленное воображение начинает впоследствии работать с удвоенной силой.
Поэтому благоразумнее не бороться с помыслами, напрягая волю, а уклоняться от них, сосредоточив внимание на чем-то другом. Вместо того, чтобы собирая силы для отражения помыслов, всматриваться вниз, в недра беспокойного воображения, лучше взирать наверх, к Господу Иисусу, вверяя себя в Его руки и призывая Его Имя. Тогда действующая через него благодать разгонит помыслы, против которых сами мы бессильны.
Наша духовная стратегия должна быть положительной, а не отрицательной: вместо того, чтобы очищать ум от злых помыслов, нужно наполнять его добрыми. «Не противоречь же, потому что враги сего желают и, видя противоречие, не перестанут нападать, — советуют Варсануфий и Иоанн, — но помолись на них ко Господу, повергая пред Ним свою немощь, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их»» (епископ Каллист (Уэр). Сила Имени).

10) Иногда полезно покинуть привычную обстановку и совершить прогулку или даже совершить паломничество
Поиск святыни может привести в соседнее село к церкви, в известный монастырь или даже на Святую Землю. В отличие от туризма, паломничество — это путешествие, направленное на поиск Божьей благодати и ответов на глубинные вопросы собственной души.
«Не оставайся на том месте, где согрешил ты пред Богом» (Древний патерик)

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Наталья

    Здравствуйте, Александр!
    А что из перечисленного СЕЙЧАС помогает Вам преодолевать негативные душевные состояния?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: