Канонизированная колдунья

Мат­рё­на Дмит­ри­ев­на Ни­ко­но­ва родилась в 1881 г. в Туль­ской губ. Умерла 2 мая 1952 г. в Мо­ск­ве. 

В 1999 году она стала местночтимой святой Московской епархии, а в 2004 году состоялось общецерковное прославление блаженной Матроны Московской. 

В “Определении о канонизации в лике местно-чтимых святых блаженной Матроны Московской (Матроны Дмитриевны Никоновой, 1881-1952)” от 2 мая 1999 года содержалось предписание патриарха Алексия II

“напечатать Житие блаженной Матроны Московской для назидания в благочестии”.

В 2006 г. патриарх Кирилл поделился своими воспоминаниями о том, как

“слава о ее молитвенной помощи распространялась все больше и больше, что, в свою очередь, сделало необходимым изучение ее жизни и подвигов. А результатом этого уже стала церковная канонизация праведницы».

Патриарх Кирилл у мощей блаженной Матроны в Покровском монастыре Москвы

К чему же привело “изучение ее жизни и подвигов”?

Ни к чему хорошему. Блаженной Матроне катастрофически не повезло с житием.

На момент прославления Матроны огромными тиражами распространялась книга Зинаиды Владимировны Ждановой, в которой Матрона Никонова представлена в образе знахарки-целительницы.

В 1993 г. тираж первого издания превысил 150 тысяч экземпляров. Позже это собрание оккультных басен выдержало несколько переизданий.

Особо в этом деле отличился Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, силами которого из года в год переиздавалось одиозное “Сказание о житии блаженной старицы Матроны”.

Рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия Матроны Никоновой, народное почитание и чудеса, Комиссия по канонизации святых Московской епархии не нашла препятствий к ее прославлению в лике местно-чтимых святых. Прославление было торжественно совершено 2 мая 1999 года, в годовщину ее кончины.

Официально утверждается, что

“сохранились многочисленные свидетельства об этих чудесных событиях”.

На самом деле никакого изучения жизни и подвигов не происходило.

Уже само сходство легендарных образов Пелагеи Рязанской и Матроны Московской убеждало церковных специалистов, что они имеют дело не с реальной историей жизни, а с мифологемой.

По словам доктора богословия прот. Георгия Митрофанова, который был членом Синодальной комиссии по канонизации с 1993 по 2013 год,

“точной информации об образе жизни Матроны нет, ее биография обросла мифами, например о встрече со Сталиным. В ее почитании много языческого”.

В апостольских посланиях Нового Завета предписывается отвращаться “негодных и бабьих басен (μύθους)” (1 Тим 4.7), а в основание веры полагать только свидетельства очевидцев: “мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням (μύθοις) последуя, но быв очевидцами Его величия” (2 Пет 1.16). Следует отметить, с каким упорством апостолы предписывали епископам и всем христианам “не внимать басням (μύθοις) и постановлениям людей, отвращающихся от истины” (Тит 1.14). Впрочем, они предвидели, что “будет время, когда отступятся от здравого учения и окружат себя целой кучей учителей, жаждая услышать то, что им не терпится услышать. Они заткнут свои уши для истины и отвернутся от нее, чтобы слушать небылицы (μύθους)” (2 Тим 4.4).

В XXI в. Русская Православная Церковь канонизировала Матрону, хотя фактически единственному источнику сведений о жизни реальной Матроны не было никакого доверия.

Это был сборник бабьих басен, мифов и небылиц.

При этом некоторые почитатели Матроны решили обогатиться за счет создания ее культа с мощами. Признаюсь, что им это удалось. Семья игуменьи Феофании, настоятельницы Покровского женского монастыря в Москве, где хранятся мощи святой Матроны Московской, является одним из крупнейших бенефициаров культа святой, зарабатывая на поставках в монастырские лавки икон, церковной утвари и сувенирной продукции. В конце 1990-х Феофания стала добиваться канонизации блаженной старицы Матроны Московской: в частности, игуменья докладывала патриарху Алексию II о том, что молитвы Матроне помогли ей в деле восстановления монастыря. В 2020 году ежемесячный доход монастыря оценивал в 500 тысяч долларов.

Широкий резонанс в СМИ и соцсетях получила информация о том, что игуменья Феофания приобрела на свое имя автомобиль Mercedes-Benz S-класса почти за 10 млн рублей. Тогда “патриарх Кирилл благословил настоятельницу Покровского монастыря Москвы игуменью Феофанию (Мискину) на продажу находящегося в ее владении автомобиля Mercedes Benz S-класса и указал, что пожертвования на монастырь необходимо использовать на социальные и благотворительные цели».

Другие сторонники канонизации Матроны искренне чувствовали потребность народа в чудесах этой удивительной матушки и скоропослушницы. Они поддались на серьезное искушение — ждать чудес и доверять рассказам о чудесах. 

Так, по словам патриарха Алексия II, если бы блаженная Матрона не помогала, не укрепляла бы верующих, то

«оскудела бы тропа народная к раке с ее мощами, но люди идут из разных городов и весей, ибо получают молитвенную поддержку на своем жизненном пути».

Подобную логику святые отцы Церкви признавали ложной и тупиковой. Как и библейские авторы, они понимали, что чудеса могут быть ложными.

Если страждущие люди ощущают сверхъестественную помощь, исцеляются от болезней, чувствуют прилив сил, это может быть вовсе не следствием Божьего вмешательства.

Все знают о значении психосоматики (др.-греч. ψυχή — душа и σῶμα — тело), когда  психологические факторы, такие, как страх перед проклятьем шамана или надежда на исцеление, влияют на возникновение и течение соматических заболеваний. 

Вторая причина скепсиса святых отцов — возможность влияния нечистой силы при совершении чудес. У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О Божественных дарованиях» находим следующее:

«Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими».

Иными словами, у людей порой возникает иллюзия исцеления человека или его освобождения от беснования, чего на самом деле не происходит. 

А еще святые отцы предостерегали от потакания языческой (т.е. народной) жажде чудес и знамений. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что когда люди

“требуют чуда по своему сочинению и усмотрению… такое требование — выражение понятий плотского мудрования о чудесах. Воззрение духовного разума на телесные недуги и на чудесные исцеления их совершенно иное, нежели воззрение плотского мудрования. Плотское мудрование признает недуги бедствием, а исцеление от них, особливо чудесное, величайшим благополучием, мало заботясь о том, сопряжено ли исцеление с пользою для души или с вредом для нее… С постепенным ослаблением христианства человеки жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на это, нисколько не задумываясь. Такое направление опасно более, нежели когда-либо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами”.

Критическое отношение к кликушеству и чудотворениям, введенное при имп. Петре I, потеряло свою значимость уже при жизни Иоанна Кронштадтского, а в СССР после уничтожения всей академической элиты духовенства Русской Церкви уже некому было следить за порядком и дисциплиной.

Упомянутый прот. Георгий Митрофанов основную массу почитателей блаженной Матроны назвал

“совсем не православными, а язычниками, которым нужна своя чудотворица, своя колдунья”. По его мнению Матрона занималась “святотатственной магией”. Она “предлагала умалишенной женщине, в которую по ее мнению вселился бес, прийти в храм и после того, как она причастится, дождаться, когда её вырвет, и таким образом из нее выйдет бес. Перед нами типично языческий, магический подход к жизни”.

Образ колдуньи в сборнике Зинаиды Ждановой

И действительно, дошедшие до нас предания о Матроне Никоновой представляют ее в качестве колдуньи-целительницы. В апокрифическом жизнеописании Матроны, опубликованном спустя сорок лет, сказано следующее:

«Пришла Прасковья, жалуется на здоровье, по всему телу и внутри какой-то кусок ходит кругом, шевелится по всему телу. Ей Матрона говорит: «Завтра утром в церковь пойдешь, причастишься там. После Причастия должна быть у тебя рвота, а ты не пожалей покрышку-то на голове, и прямо в нее, а после этого вместе с платком бросишь в печку». Прасковья все это сделала, вышел кусок кровяной, запеченный; и бросила в огонь. И когда горело, из трубы шел столб черного дыма, высоко-высоко шел. И Прасковья выздоровела, после этого Матронушка ей сказала: «Ты будешь лечить людей». Она была крупная, здоровая женщина. Вывихи вправляла даже скотине. Вправляла вывихи, переломы, грыжи людям и животным. Шли к ней с зубами, с нарывами, со всякими болячками. Она исцеляла».

Указанный способ, во-первых, напоминает инициацию ведьмы, а во-вторых, граничит с кощунством по отношению к Таинству Причащения. Так правило 48-е святого Иоанна Постника гласит:

«Если кто после божественного причащения изблюет, почему бы это ни случилось, то надлежит лишить его причастия на сорок дней; и хотя бы он и знал, что это не по его вине случилось, все же должен подвергнуться наказанию, в виду других случайных его грехов».

Сообщается, что на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги.

Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого — такова была воля Божия»».

Отметим здесь контраст между величием Таинства Причащения и силой вошедшей в храм ведьмы.

Месседж этого рассказа прост: колдовство это не суеверие, а реальность, которая превозмогает действие благодати.

В некоторых случаях после наведения порчи уже ничто не может помочь. Таких людей Матрона отправляла восвояси:

«Матушка часто говорила близким, что сражается с колдунами, со злой силой, невидимо воюет с ними. Однажды пришел к ней благообразный старик, с бородой, степенный, пал перед ней на колени весь в слезах и говорит: «У меня умирает единственный сын». А матушка наклонилась к нему и тихо спросила: «А ты как ему сделал? На смерть или нет?» Он ответил: «На смерть». А матушка говорит: «Иди, иди от меня, незачем тебе ко мне приходить».

В книжке Ждановой содержится и совершенно антихристианский пассаж о возможности спасения через Матрону:

«Матушка часто шутила и на вопрос как спастись? отвечала: «Цепляйтесь все-все за мою пяточку и спасетесь, и не отрывайтесь от меня, держитесь крепче!» «А еще Матронушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся». «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».

Поиск выхода из кризиса

Историк и специалист по древнерусским житиям Андрей Зайцев считает, что основная проблема с канонизацией и почитанием св. Матроны заключается в том, что именно апокрифический текст З. Ждановой

“получил наибольшее распространение, вызвав у одной части православных отвержение, а у другой — горячее сочувствие. Народное житие Матроны в полной мере отразило представления значительного числа современных верующих о том, как готовы они верить и каким должен быть «настоящий» православный святой”. Он уверен, что “истинный образ блаженной Матроны, конечно, этому народному образу далеко не тождествен”.

Очищенный апокриф?

“Жизнеописание св. Матроны в авторской редакции З. Ждановой было признано не соответствующим статусу жития. Комиссией была назначена экспертная группа из преподавателей МДА, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав исторически недостоверные и богословски искаженные сведения о святой”.

Историк Андрей Зайцев полагает, что “в тексте Ждановой содержится ряд сведений о св. Матроне, не имеющий никакого отношения к действительности:

— Матрона никогда не встречалась со Сталиным. Историки Московской духовной академии специально изучали эту гипотезу и пришли к однозначному выводу: такого события не было;

— Иоанн Кронштадтский никогда не грозил солдатам «утопить в крови и уморить голодом» Петербург за то, что они попытались вскрыть гробницу святого, как написано в «житии» З. Ждановой будто бы со слов св. Матроны;

— Матрона никогда не давала советов избавляться «от беса с помощью рвоты после причастия», не собиралась в генеральском мундире идти «на доклад к Господу Саваофу» и не говорила о том, что спасутся те, кто «будут держатся за ее пяточку».

Указанные фрагменты были удалены из сборника Ждановой, а остальные были отформатированы и снабжены адаптивными комментариями. 

Редакторский подход канонического варианта предложил аллегорическое объяснение «трудным местам» жития св. Матроны в духе святоотеческой мысли. 

Например, в первой редакции жития З. Ждановой сказано:

«В дни демонстраций Матушка просила нас всех не выходить, закрывать окна, форточки, двери. Полчища демонов заняли все пространство, весь воздух и объяли всех людей. Учила нас не забывать крестить еду, и особенно на ночь все убирать и накрывать, т. к. бесы полощутся, везде проникая. Силою Честнаго и Животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь».

В канонической версии жития этот фрагмент выглядит так:

«В дни демонстраций матушка просила всех не выходить на улицу, закрывать окна, форточки, двери — полчища демонов занимают все пространство, весь воздух и охватывают всех людей. (Может быть, блаженная Матрона, часто говорившая иносказательно, хотела напомнить о необходимости держать закрытыми от духов злобы «окна души» — так святые отцы называют человеческие чувства)».

По мнению Андрея Зайцева, составители канонической версии жития попытались объяснить народную этимологию, которую использовала Жданова (созвучие слов демонстрация и демон, при отсутствии между ними реальных родственных связей), с помощью толкования слов подвижницы в согласии со святоотеческой традицией.

Итак, каноническое житие святой Матроны составлено на основе апокрифического сказания, из которого были изъяты фрагменты, не соответствующие образу православной святой.

Один из авторов “Православной энциклопедии” — П.Ю. Малков – оправдывает практику обращения Церкви к апокрифам на примере поздних рассказов о Богородице:

«не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем признает достоверность целого ряда сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии.

Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к внесению памятей главных событий Ее жития в богослужебный годичный круг».

Указанный подход вызывает ряд возражений и недоумений.

  1. Почему вместо заявленных многочисленных свидетельских показаний о жизни Матроне Никоновой

    “основным источником биографических сведений о Матроне являются воспоминания о ней ее односельчан и родственников, собранные в конце 80-х — начале 90-х годов З.В. Ждановой (1917-2007), на квартире которой блаженная проживала в 40-х гг. ХХ в.» (“Православная энциклопедия”. Т. 44. С. 334)?

Получается, что других источников просто нет.

  1. Почему для самой известной в России святой старицы Промысел Божий не предъуготовал достойных свидетелей её величия и праведности?
  2. Невозможно согласиться с Андреем Зайцевым, будто на самом деле “житий было два: народное и каноническое”. Последнее представляет собой сокращенную и отформатированную версию “народного”. 
  3. На каком основании из “народного” жития были удалены неудобные для богословов и историков фрагменты? Где доказательства того, что Матрона Никонова не думала как знахарь, не совершала обряды как колдунья и против колдуний, и не давала советов людям в оккультном ключе? 

Может быть, члены Комиссии по канонизации опросили других свидетелей?

Нет! Никаких свидетелей у них не было.

Поэтому было объявлено, что будучи святой, Матрона не могла действовать как колдунья или иметь магические представления.

             Литература

  1. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России.Т. 2. Слова, речи, послания, обращения. 1998-2000. — М., 2000
  2. В день памяти св. блаженной Матроны Московской Святейший Патриарх ответил на вопросы журналистов. URL: https://www.sedmitza.ru/text/422732.html
  3. День памяти блаженной Матроны Московской.  URL: https://www.sedmitza.ru/text/1122745.html
  4. Канонизация снизу: два жития Матроны Московской. URL: http://www.nsad.ru/articles/kanonizaciya-snizu-dva-zhitiya-matrony-moskovskoj
  5. Игнатий (Брянчанинов), свт. О чудесах и знамениях. URL: https://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=5
  6. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. — М., 1892. С. 440
  7. Как настоятельница Покровского монастыря создала культ Матроны Московской, а ее семья на этом зарабатывает. Главное из расследования «Открытых медиа». URL: https://meduza.io/feature/2020/11/19/kak-nastoyatelnitsa-pokrovskogo-monastyrya-sozdala-kult-matrony-moskovskoy-a-ee-semya-na-etom-zarabatyvaet-otkrytye-media
  8. Малков П.Ю. Богородица // Православная энциклопедия. Т. 5. – М., 2009. С. 486
  9. Настоятельницу монастыря в Москве обязали продать роскошный «Мерседес». URL: https://www.interfax.ru/moscow/718941
  10. Тысячи верующих поклонились мощам блаженной Матроны Московской в день ее памяти. URL: https://www.sedmitza.ru/text/378136.html 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: