Концепт “Войны Господней” в Ветхом Завете

Библейское и церковное учение о войне невозможно описать в двух словах. Как и многие другие темы Писания, военная идея эволюционировала и претерпела существенную трансформацию. Поэтому целесообразно провести анализ книг Ветхого Завета, затем рассмотреть учение Иисуса и идею священной войны в церковном учении.

В центре внимания авторов первых книг Библии находятся темы обретения свободы, умножения потомков и получения иудеями новых земель.

Один из наиболее известных библеистов нашего времени Эрих Ценгер отмечал, что

“обещание земли как клятва, данная праотцам, является единственной темой, проходящей красной нитью через все пять книг Быт-Втор (Быт 12:7, Исх 13:5, Числ 11:12, Втор 1:8)”. 

Пятикнижие — это описание противоречивого пути Израиля в землю обетования, данного праотцам, которое начинается с того момента, как Авраам был вызван из среды языческого мира, и заканчивается «открытым финалом» на границе обетованной земли, но с повелением войти в землю.

В книге Бытия Яхве говорит Авраму:

«Оставь свою страну, родных, отчий дом — иди в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ… В ту пору эта земля была населена ханаанеями, но Господь явился Авраму и сказал: «Я отдам эту землю твоим потомкам!» (Быт 12.1,2,7).

Повествования о праотцах в пред­видении Исхода можно кратко обобщить так:

«Бог позаботится о вас (Исх 3.16) и выведет вас из этой земли в землю (Исх 3.8), о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову» (Быт 28.13).

По словам Эриха Ценгера,

“начиная с момента выхода из Египта, земля постоянно в каждый момент времени оказывается целью странствия по пустыне. Но она остается еще не достигнутой целью”, а в конце Моисею дозволяется лишь окинуть ее своим взглядом, прежде чем он умрет. Таким образом, “история происхождения Израиля, которая рассказывается в Пятикнижии, есть история неисполненного обещания земли”.

Обзор истории, который дает книга Иисуса Навина изображает завоевание и раздел земли как центральный пункт священной истории, начинающейся в книге Бытия.

“В комментариях пророков к Торе речь идет, главным образом, о тройном соотношении «Бог — Израиль — Земля»” (Э. Ценгер).

В земном мире за недвижимость приходится платить, потомков нужно чем-то кормить и защищать, а за свободу приходится драться и даже с кем-то воевать.

Земля Обетованная не представляла собой безлюдную территорию с целиной. Во времена Авраама и Моисея там жили различные народы, они растили своих детей, занимались сельским хозяйством и считали эту землю своей. 

Вот почему в Ветхом Завете появляется понятие “избрания”

Яхве сказал Моисею:

„Ступай, веди народ. Они должны прийти и овладеть страной, которую Я обещал отдать им, как поклялся в этом отцам их. Израиль! Господь возлюбил только ваших прародителей. Он избрал вас, их потомков, из всех народов (Втор 10.11-15).

Израиль в Библии представлен как народ, более значимый в глазах Яхве, чем иные народы:

“Я отдал, как выкуп за тебя, Египет, Куш и Севу. Ценен ты для Меня и дорог, Я тебя полюбил — и поэтому других вместо тебя отдаю, отдаю народы, чтобы тебя спасти” (Ис 43.3).

В книге Второзакония обозначено простое правило: если Израиль будет верен Яхве, то Бог приведет свой народ к процветанию и величию.

«Господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор 15.6),

«Он поставит тебя выше всех народов в чести, славе и великолепии» (Втор 26.19).

Отметим, что речь шла не о захвате иноплеменников и последующей их эксплуатации в качестве рабов. 

Яхве требует тотального уничтожения окружающих Израиль народов и претендентов на земли Ханаана.

Это война Яхве, “война Господня” (1Цар 17.47; 18.17; 25.28; 2Пар 20.15). 

Карен Армстронг весьма жестко отозвалась о воинственном образе Яхве Ветхого Завета:

«этот Бог – лютый, предвзятый и кровожадный бог войны, которого позже назовут Яхве Саваоф, «бог воинств». Он напоминает неистового партизана, питающего добрые чувства только к «своим»; это просто узкоплеменной божок».

И действительно, казни египетские представлены в Ветхом Завете как доказательство предвзятого отношения Яхве к иным народам:

“дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами” (Исх 11.7).

Яхве выводит израильский народ из Египта и предстает его военным вождем,

«низвергающим фараона и войско его» (Пс 135.15), он именуется «мужем брани» (Исх 15.3; Ис 42.13), крепкой мышцей рассеивающим врагов (Пс 88.11).

В Войне Господней Бог пребывает со Своим народом, сражается вместе с ним и даже за него, чтобы спасти его (Втор 20.4; Нав 10.14).

Под водительством Бога во исполнение завета Израиль должен завоевать обетованную землю (Исх 23.27-33). Это будет именно военная акция — Израиль истребит населяющие обещанную ему землю народы (Чис 33.50-56), которые поклоняются иным богам.

По мнению автора “Православной энциклопедии”,

“этим принципиальным установлением объясняется жестокость поголовного истребления противника и посвящение военных трофеев («заклятого») Богу (Втор 20.13-18; Нав 6.15-20). 

Война Господня есть дело Самого Бога. В концепции Войны Господней находит оправдание вооруженная борьба”. 

Близость Бога дает победу не военно-техническими средствами, а верой и молитвой народа Божия: именно от молитвы Моисея, сопровождаемой воздеванием рук, зависела первая военная победа Израиля, одержанная над амаликитянами (Исх 17. 8-16). 

Некоторые описания битв израильтян являют чудесное вторжение силы Яхве, включая действие природных факторов:

“При появлении израильтян Господь привел врагов в смятение. Израильтяне наголову разгромили их под Гаваоном, а затем преследовали по дороге и дальше, убивая бегущих. Когда бегущие, спасаясь от израильтян, устремились по дороге, Господь стал бросать на них огромные камни с неба — и беглецы гибли. От камней, падавших градом, погибло еще больше людей, чем от меча израильтян” (И.Нав 10.9-11).

Чудесным образом Яхве погубил египетское войско в Чермном море:

И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них” (Исх 14.27-28).

Язычники «надеются на оружие и отважность, — говорит Иуда Маккавей, — а мы надеемся на всемогущего Бога, Который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас и весь мир» (2 Макк 8.18).

Возникает резонный вопрос: зачем поручать иудеям уничтожение населения Ханаана, если Яхве мог произвести “зачистку” своими привычными способами: утопить, сжечь или закидать метеоритами?

Заметим, убийство человека на войне, которая велась по воле Бога, оскверняло культовую чистоту иудея:

«всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день» (Чис 31.19).

По этой причине священники и пророки не могли участвовать в войнах (Чис 18.20, 23; Втор 18.1,2). Когда царь Давид вознамерился построить храм Яхве, то получил отказ от Господа:

„Ты пролил много крови и вел немало войн. Не ты построишь дом для имени Моего, потому что ты пролил много крови предо Мной” (1 Пар 22.8).

Получается, Яхве заставлял иудеев исполнять эту грязную и травматическую работу киллеров, хотя и сам мог всё сделать ради своего народа.

Есть версия, что военные операции были поручены иудеям, чтобы они на опыте осознали, что такое помощь Яхве, т.е. приобрели опыт богопознания

  • “и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его” (Исх 14.18);
  • “и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их” (Исх 29.45-46);
  • “и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши” (1 Цар 17.47);
  • “и будут жить в безопасности, потому что Я произведу суд над всеми зложелателями их вокруг них, и узнают, что Я — Господь Бог их” (Иез 28.26); 
  • “И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я — Господь” (Иез 39.6); 
  • И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу; и покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я — Господь” (Иез 38.22-23);
  • и покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я — Господь” (Иез 38.23);
  • “И узнаете, что Я — Господь, когда введу вас в землю Израилеву, в землю, которую Я клялся дать отцам вашим, подняв руку Мою” (Иез 20.42);
  • “И узнают все обитатели Египта, что Я Господь” (Иез 29.6); 
  • “И узнают народы, что Я Господь, освящающий Израиля” (Иез 37.28).

Эти многочисленные библейские тексты подсказывают, что военные успехи Израиля, а также поражение иноплеменников — это педагогический инструмент Яхве. 

Однако, светский исследователь увидит в указанных образах описание идеального царя, а также средство пропаганды патриотических идей, подобно тому, как некоторые события, описанные в «Повести временных лет», являются следствием «честолюбия и тщеславия наших предков» (Е. Е. Голубинский).

Отметим, что союзы (заветы) Бога с людьми в книге Бытия по форме и композиции очень напоминают хеттские договоры XIV–XIII веков до н.э. между сеньором и вассалом. Договоры хеттской империи обычно завершались кратким перечислением проклятий за неверность и благословений за верность. 

К VIII веку до н.э., когда оформлялись последующие библейские книги, в расцвете находилась (Нео)–ассирийская империя, еще более могущественная империя чем хеттская. Ассирийские договоры VIII и VII веков до н.э. имели увеличенный раздел Санкций. При этом благословения обычно вообще отсутствовали, а проклятья возглашались с символическими действиями и устрашающими ритуалами.

По мнению библеиста Доминика Кроссана, именно ассирийская модель договора  является ключом к пониманию завета Божьего с Израилем во Второзаконнической традиции. Он указывает на прямую связь между ассирийскими и второзаконническими проклятиями.  

В итоге в Пятикнижии появились весьма жесткие предписания относительно врагов Израиля (автор будто копировал имперский террор), а также проклятия для самих иудеев в случае уклонения от заповедей Яхве. 

Рассмотрим это более внимательно.

В книге Исхода Бог повелевает вести войны с языческими народами. Господь — воин (муж брани)! Имя Его — Яхве (Исх 15.3). 

Перед боем с врагами иудеи должны были получить наставление от священника:

“Когда вы пойдете сражаться с врагом и увидите коней и колесницы — войско более многочисленное, чем ваше, — не бойтесь. Пусть перед боем священник обратится к войску и скажет: „Слушай, Израиль! Сегодня вы вступите в бой с врагом. Не будьте малодушны, не бойтесь, не пугайтесь, не ужасайтесь! Господь, ваш Бог, идет вместе с вами, чтобы сразиться с врагом за вас и даровать вам победу” (Втор 20.1-4).

По всей видимости, многие из описанных в Пятикнижии грандиозных битв Израиля с языческими народами, а также чудесный Исход евреев из Египта не историчны, а представляют собой легендарный образ славного прошлого Израиля, оформленный в VIII-VI веках до н.э. С учетом этой “поправки на ветер” можно совершенно иначе воспринимать чудовищные сюжеты Пятикнижия, связанные с войной. 

Откроем книгу Чисел:

Господь сказал Моисею: «Отомсти мидьянитянам за их преступления перед сынами Израилевыми… Моисей был в гневе на возвращающихся из похода военачальников. Он сказал им: «Вы оставили всех женщин в живых? А ведь это именно они, по подсказке Валаама, склонили сынов Израилевых к преступлению против Господа, и в общине Господней начался мор. Убейте всех мальчиков и убейте всех женщин, которые познали мужчину! А девиц, еще не познавших мужчину, оставьте в живых, для себя” (Чис 31.1-2). 

Подобное сказано и в книге Второзакония:

“в городах здешних народов, чью землю Господь, ваш Бог, отдает вам во владение, не оставляйте в живых никого! Предайте их всех заклятью и уничтожьте — хеттов, амореев, ханаанеев, периззеев, хиввеев и евусеев — как повелел вам Господь, ваш Бог” (Втор 20.16-17).

Сейчас мы бы назвали это геноцидом, но, по всей видимости, перед нами легенды с гиперболизированным описанием жестокостей войны.

В некоторых случаях ужасные последствия войны неудачно поданы читателю в Синодальном переводе и вводят в заблуждение:

И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее. А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими” (2 Цар 12.29-31).

В переводе РБО ситуация выглядит иначе:

“жителей его он увел и заставил формовать кирпичи, а сам город разрушил пилами, железными заступами и топорами. И так Давид поступил со всеми аммонитскими городами”.

Но даже если многие из описанных в Пятикнижии событий не имели места в действительности, стоит задуматься, какие богословские идеи хотели донести до читателей авторы этих текстов:

  1. своими победами народ Израиля обязан только помощи Яхве: “Господь сделает так, что вы разобьете врагов, которые на вас нападут: по одной дороге пойдут они на вас, а побегут от вас по семи дорогам” (Втор 28.7; Суд. 7.2–7; 2 Пар  14.10; 2 Пар 20.16–24);
  2. Не стоит бояться вражеских армий. Если Яхве уничтожил армию фараона, но и войска любой мировой империи одолеет;
  3. на исход военных действий напрямую влияет ритуальная чистота иудеев. Это касается поллюции и испражнения: “Когда вы пойдете воевать с врагом, остерегайтесь любой скверны. Если кто–то из вас сделается нечист из-за случившегося с ним ночью, то пусть он выйдет за пределы стана… У вас должно быть место вне стана, куда вы могли бы выходить по нужде. Каждый должен иметь при себе лопатку, чтобы, присев там, вырыть ямку, а потом закопать нечистоты. Ведь Господь, ваш Бог, идет вместе с вашим войском, избавляя вас и даруя вам победы над врагами. Поэтому ваш стан должен быть свят, чтобы не увидел Он у вас ничего непристойного и не отвернулся бы от вас” (Втор 23.9-14);
  4. «Земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровию пролившего ее» (Числ 35.33);
  5. Полное истребление языческих народов, включая убийство женщин и детей, представлено в Библии как легитимное действие, так как оно производится по воле Господа. У Яхве есть лишь один избранный народ — Израиль; 
  6. Общее ветхозаветное правило: послушные Богу иудеи будут наслаждаться благоденствием и долголетием, а грешники будут прокляты Господом, их постигнут болезни, страдания и смерть. В исторических книгах Библии (они следуют за Второзаконием) данный подход применялся для суждения о том, какие цари Иудеи и Израиля были хорошими, а какие – плохими. 

Теология Второзакония не работает

Но сходятся ли здесь концы с концами? Всегда ли хорошие цари получали благословения, и всегда ли плохие цари оказывались под проклятьем?

Порой история народа Божия показывала противоположное. В одном случае плохой царь жил слишком долго, в другом – хороший царь умер слишком рано. 

История царя Манассии.  По меркам Второзакония Манассия был никудышным царем (4 Цар 21:2). Но правил он даже дольше Давида: с 697 по 642 год до н.э. Как такое могло случиться?

История царя Иосии. Он представлен в Библии как подражатель доблестей царя Давида:

“подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему” (4 Цар 23:25).

Царствование Иосии отмечено великим национальным возрождением. Он провел религиозную реформу, восстановил чистоту культа Яхве. 

Библейские книги провозглашали, что Израиль, ходящий «пред Господом» (Чис 32. 20-23, 27, 29, 31-32; Нав 4. 13), т. е. верный завету с Ним, непобедим. Однако, в битве с фараоном Нехо в 609 г. до н.э. вместо обещанной победы Иосия был поражен стрелой и умер. Чудо Исхода не повторилось. Народ Божий тяжело пережил это известие: “Вся Иудея и Иерусалим оплакивали Иосию” (2 Пар 35.24). Простые правила из опубликованной царем Иосией книги Второзакония не работали.

После Великого плена многие иудеи стали понимать, что чем более они старались быть верными Яхве, тем ужаснее становилось положение иудейского народа.

Последний иудейский царь Седекия был пленен вавилонянами в 586 г. до н.э. После этого евреи находились под властью других народов, т.е. без своих царей. Вавилонская империя сменилась владычеством персидских наместников (539-331 гг. до н.э.), затем Иудея входила в состав державы Александра Македонского (332—312 гг. до н.э.). Пребывание Иудеи в составе Сирийского царства (312—152 гг. до н.э.) закончилось Маккавейскими войнами (династия Хасмонеев 152—37 годы до н.э.). В 63 г. до н.э. римские войска под командованием Помпея Великого захватили Иудею. 

В книге Даниила Римская империя представлена как ступни истукана,

“частью вылепленные из гончарной глины, частью железные” (Дан 2.41).

Книга пророка Даниила была написана около 165 г. до н.э. В ней представлено новое апокалиптическое богословие, так не похожее на теологию Второзакония. Апокалиптики верили, что по непостижимой причине весь мир оказался во власти врага Божия — сатаны. Иудеи перестали поклоняться чужим богам, они старались исполнять Закон Моисея, но обещанное освобождение и господство над народами иудеи так и не увидели. Но в ближайшее время Бог вмешается в земные процессы и избавит свой народ. Отметим, что в пророчестве это происходит без содействия человеческих рук:

“Во дни этих царствований Бог Небесный воздвигнет царство вечное, нерушимое, неприступное для других народов. Оно сокрушит и разрушит все эти царства, а само будет стоять вечно. Поэтому ты видел, как от горы сам собой, без помощи рук человеческих, откололся камень и разбил железо, медь, глину, серебро и золото” (Дан 2.44,45).

Здесь в символической форме снова представлен концепт “войны Господней”, но с существенным отличием: пришествие Царства Яхве совершается исключительно чудесным образом. Действия иудейских воинов при этом не потребуются: царство святых поразит мировые империи “без помощи рук человеческих” .

Война Яхве против Израиля

Концепт “войны Господней” не подразумевал защиту Израиля в любых условиях. Если Израиль уклоняется от почитания Яхве, Бог предстает ревностным «мужем браней» против Своего народа, попускает военные поражения и порабощения израильтян (Числ 14. 39-45; Втор 1.41-45; Суд 13.1; 4 Цар 17.1-23; 18.9-16; 24.1 — 25.21).

В этом случае военное сопротивление врагам Израиля будет неэффективным и бессмысленным:

“И быстрый бежать не сумеет, и сильного бодрость покинет, и мужественный не спасется. Не выстоит лучник, не убежит быстроногий, и не спасется всадник. Тогда самый смелый воин пустится наутек нагишом, — говорит Господь” (Ам 2.14-16).

Например, перед лицом надвигающейся катастрофы Иудеи пророк Иеремия провозгласил, что вавилонский царь Навуходоносор – оружие в руках Яхве:

«так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: железное ярмо возложу на выю всех этих народов, чтобы они работали Навуходоносору, царю Вавилонскому, и они будут служить ему» (Иер.28:14).

По словам Иеремии, Храм превратился в вертеп разбойников (7:11). Как это созвучно гневу Иисуса, пришедшего в Храм шесть столетий спустя!  

В гневной храмовой речи Иеремия покушался на саму святыню и говорил о полном отвержении Иерусалима (Иер 7.29; 8.3). Яхве угрожал разрушить столицу Иудеи и даже свой храм (Иер 26.6; 34.2; 37.8). 

Реакция на такое «кощунство» по отношению к святыне была мгновенной и резко отрицательной:

«И когда Иеремия сказал все, что Господь повелел ему сказать всему народу, тогда схватили его священники и пророки и весь народ, и сказали: «ты должен умереть; зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: город сей опустеет, останется без жителей?» И собрался весь народ против Иеремии в доме Господнем» (26.8-9).

Вопреки всему, вместо военного противостояния Иеремия советовал подчиниться власти Навуходоносора:

«служите царю Вавилонскому и живите; зачем доводить город сей до опустошения?» (Иер 27.17).

Неудивительно, что на Иеремию смотрели как на предателя народа и пораженца.

Вполне возможно, что позиция Иеремии повлияла на отношение Иисуса из Назарета к грядущему восстанию иудеев против Римской империи. 

Откровения Ветхого Завета о Дне Господнем и новом мире без войн

У ветхозаветных пророков мир изображается как состояние, завершающее историю:

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком… Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11.6-9).

Этот эсхатологический идеал связан с откровением Мессии, имя Которого — Князь мира (Владыка Благоденствия) (Ис. 9.6). Война и насилие исчезнут с Земли:

«И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2.4).

Интересно, что приход “Дня Господня” — это время суда “над всеми народами отовсюду” (Иоиль 3:12). Месть Яхве проявится в великой битве. Интересно, что оборот Исайи и Михея “перекуют мечи свои на орала” пророк Иоиль использует для описания Последней битвы:

“Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья» (Иоиль 3:9-10)

Подведем итоги

В книгах Ветхого Завета представлен концепт “войны Господней”, что подразумевало не только легитимизацию убиения врагов Израиля, но и прямое участие Яхве в военных действиях. Это напрямую следовало из Завета, в который вступил Израиль с Яхве. Народ обязывался хранить верность своему Богу, а Яхве обещал израильтянам свободу, захват новых земель и благоденствие. 

Земля, месть, кровь, противостояние, ревность — ничего сверхъестественного в этих характеристиках Завета Яхве с Израилем нет. 

Военное противостояние израильтян окружающим племенам можно рассматривать как стремление сохранить идентичность народа. В этом контексте стоит рассматривать запрет на брак с иноплеменницами, а также многочисленные пищевые запреты, культовые и сексуальные табу. Эти меры способствовали обособленности древнего Израиля и отношению к язычникам, напоминающему шовинизм:

“Так говорит Владыка Господь: «Я рукою подам народам знак, подниму Свое знамя для племен. Будут они простираться перед тобой на земле, у ног твоих пыль лизать! И ты поймешь, что Я — Господь” (Ис 49.22-23).

В книгах Ветхого Завета многие сюжеты, связанные с ведением военных действий, были оформлены в соответствии с жестокими обычаями Ассирийской империи. После того как северное царство в 720 году до н. э. было уничтожено Ассирией, Иудея безмерно выросла в численности населения, развивая комплекс государственных институтов, и стала значимой силой в регионе. В VIII–VII вв. до н.э. иудеи выработали уникальное чувство собственной важности и божественного предназначения. Они видели свое выживание как доказательство Божьих намерений со времени патриархов, что Иуда должен господствовать на всей земле Израиля. Это отразилось и на библейских текстах.

В библейских легендах описана чудесная победа иудеев над самой сильной империей мира — Египтом. Количество вышедших иудеев из Египта — 2-3 миллиона человек — также выглядит как гипербола и преувеличение в тысячу раз. Археологи не находит подтверждения взятия и уничтожения Иерихона в предполагаемое время Исхода. По всей видимости, леденящие душу рассказы про массовое убийство женщин и детей во время военных походов Израиля — это всего лишь байки, призванные поднять патриотический дух древних иудеев.

Концепт “войны Господней”, оформленный в теологии Второзакония, практически не работал. Благочестивые цари погибали в бою, а наиболее грешные — благоденствовали. 

В результате в межзаветный период возникло особое учение апокалиптического эсхатологизма, которого придерживались Иоанн Креститель и Иисус из Назарета. 

 Источники

  1. Армстронг Карен. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе. — М.: Альпина нон-фикшн, 2011
  2. Введение в Ветхий Завет / Под ред. Эриха Ценгера (Серия «Современная библеистика»). — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008. — 802 с.
  3. Голубинский Е. Е. История русской церкви. 2-е изд. М., 1901. Т. 1. С. 21
  4. Кроссан Джон Доминик. Библия. Ужас и надежда главных тем священной книги. — М.: Эксмо, 2015
  5. Макаров А.И., Суровцев А.И.  Война // Православная энциклопедия. — М., 2009. Т. 9, С. 214-220 
  6. Риннекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. — Paderborn, 1999.
  7. Сорокин Александр, прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций — СПб.: Институт богословия и философии, 2002
  8. Финкельштейн Исраэль, Сильберман, Нил Эшер. Раскопанная Библия = The Bible Unearthed. — 2001. — 385 с. 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 4
  1. Татьяна Перепечко

    Спасибо огромное. Это подробнейший разбор, большой труд. Сравнение цитат из разных источников и времён написания… Я очень надеюсь, что когда-нибудь издадут Вашу книгу:) или как минимум будут публиковать Ваши статьи. Иначе научная теология и библеистика столько теряет, о!

    1. alex (автор)

      Спасибо. Очень приятно

  2. Jekaterina

    Как захватывающе интересно и как это непохоже на богословскую концепцию, преподносимую в воскресных проповедях и воскресных школах. Какая эволюция религиозных взглядов и как все это вкупе не соответствует современным представлениям о Боге, который всеобъемлющая любовь, всемогущий, всеведующий и всемилостивый, но чьи обещания не сбываются и кого заботит с лопаткой ходит испражняться верный ему раб или без.

    1. alex (автор)

      Благодарю

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: