“Следственным отделом по Аксайскому району следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области возбуждено уголовное дело в отношении 48-летнего мужчины. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ч. 1 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство).
По версии следствия, днем 22 апреля 2021 года подозреваемый, находясь на территории скита (место жительства монахов) Донского Старочеркасского монастыря в Аксайском районе, нанес находившемуся там же 58-летнему местному жителю множественные порезы ножом и удары топором, в область головы, тела и конечностей. После, увидев прибывших сотрудников полиции, подозреваемый скрылся с места преступления. Потерпевшего доставили в медицинское учреждение, где ему оказывается квалифицированная медицинская помощь.
В настоящее время следствием устанавливается местонахождение подозреваемого, проводятся иные следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего”.
Это официальная информация с сайта Следственного комитета Ростовской области https://rostov.sledcom.ru/news/item/1560690/.
А теперь подробности.
Следственный комитет сухо сообщает о потерпевшем местном жителе, а также о подозреваемом. На самом деле это были трудники монастыря, причем нападавший был в статусе бывшего трудника (это волонтер, работающий при монастыре на добровольной и бескорыстной основе “во славу Божию”).
Скит находится на острове Большой Монастырский. Успенский скит — очередная нереализованная задумка митрополита Меркурия, по сути скит — это пустующий остров, которым в настоящее время никто не занимается, даже богослужение там совершается 1-2 раза в год.
В тот день руководству Старочеркасского монастыря сообщили, что некто приплыл на Большой монастырский остров. Туда отправился исполняющий обязанности наместника обители иеромонах Сергий (Коломиц) с группой помощников.
Насельники монастыря и трудники пытались прогнать своего бывшего собрата с острова, но тот сумел спрятаться. Подобрав момент, он набросился на одного из трудников и нанес ему удар топором по голове, потом вилами в грудь, а на спине вырезал ему кресты. Кто-то говорит, что нападавший пытался отрубить труднику ноги, но прибывшие полицейские его спугнули, после чего он нырнул в Дон. Говорят, в него стреляли полицейские. В настоящее время неизвестно, смог ли он скрыться или утонул.
Подобный инцидент произошел в мае 2019 г. в Троице-Сергиевой лавре.
Тогда игумен Севастиан (Запольнов)
«находясь в состоянии крайнего алкогольного опьянения, будучи вне себя»,
напал с ножом на иеродиакона Поликарпа (Сидорова), нанеся ему ножом несколько ранений.
Сообщается, что
«причиной конфликта, приведшего к столь печальным последствиям, стало неадекватное состояние отца Севастиана вследствие чрезмерного употребления алкоголя».
Патриарх Кирилл лишил игумена Севастиана (Запольнова) права ношения монашеских одежд и священного сана.
Решение патриарха Кирилла было слишком запоздалым, так как руководство лавры прекрасно знало о психическом повреждении игумена Севастиана и позволяло ему годами пребывать в числе братии монастыря. Полагаю, что чрезмерное пьянство было во многом следствием его психического нездоровья. Странно и то, что информация об алкоголизме игумена была обнародована лишь после лишения этого священнослужителя священного сана, как будто руководство монастыря не обязано реагировать на душевное и психическое состояние насельника.
В конце концов, игумена должны были давно лишить сана на основании 42-го правила святых апостолов:
«Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен».
В апреле 2020 г. послушник Троице-Сергиевой лавры Дмитрий Пелипенко совершил самоубийство после того, как получил положительной тест на коронавирусную инфекцию. Сообщается, что этот алтарник состоял на учете в психдиспансере и был в конфликте с настоятелем подворья Троице-Сергиевой лавры.
Уверен, что при вдумчивой и грамотной работе с кадрами этих трагедий можно было бы избежать.
Конечно, Старочеркасский монастырь невозможно сравнивать с прославленной Троице-Сергиевой лаврой, но в чем-то монастырские обычаи сходятся. Речь идет о неспособности руководства управлять насельниками монастыря.
У руководителя Донской обители отсутствует какой либо опыт монашеской жизни, да и вообще навыки общения с людьми.
4 ноября 2015 г. митрополит Меркурий (Иванов) рукоположил бывшего милиционера Сергия (Коломиц) во священника, а уже 9 сентября 2016 г. духовенство Ростовской-на-Дону епархии, а также монашествующие российских монастырей были в шоке, узнав, что 23-летний юноша был назначен руководителем монашеской общины.
Это пример тактики митрополита Меркурия — назначать молодых священнослужителей на ключевые должности в епархии, когда ученик становится руководителем собственного учителя и юноша унижает старца.
С прежним наместником монастыря игуменом Макарием (Зеленковым) мы вместе учились в ПСТГУ.
Он был опытным священнослужителем и долго присматривался к людям, которые хотели стать трудниками и послушниками монастыря.
В настоящее время обителью руководит человек, который не разбирается в людях и не хочет вникать в душевно-духовное состояние братии. Иеромонах Сергий собирает вокруг себя маргинальное сообщество, которое можно шантажировать. Этим людям больше некуда идти, поэтому они лично преданы иеромонаху Сергию и готовы прессовать старую братию.
На сайте монастыря мы читаем, что исполняющий обязанности наместника обители иеромонах Сергий (Коломиц) рассматривает
“кандидатуры трудников для принятия в число братии обители в качестве послушников, кандидатуры послушников для монашеского и иноческого постригов, а также другие вопросы, связанные с внутренней жизнью монашествующих обители”.
Случившаяся трагедия показывает, насколько эффективно ведется рассмотрение этих кандидатур.
Говорят, что нападавший был ранее трудником монастыря и уголовником. Жестокая расправа над своим собратом указывает на вероятное психическое повреждение.
Я много раз слышал, что в монастыре не ведется работа с людьми, зато есть работа с камнями, недвижимостью и прочее.
Священнослужители с недоумением спрашивают, когда от них уже уберут этого “барина”.
Лечением насельников занимаются лишь когда они находятся при смерти или у них прединфарктное и прединсультное состояние. Прихожане больше помогают отцам и братии с медицинской помощью, нежели руководство монастыря. Многие насельники покинули обитель, а если человека не отпускают, он угрожает совершением суицида.
Подведем итоги.
Храмы и монастыри Русской Православной Церкви принимают на свое попечение людей с преступным прошлым, а также психически больных людей.
Во многих случаях христианское душепопечение о таких людях приносит им вред и коррелирует с понятием о неоказании помощи человеку, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии. Я много раз встречал людей, которые вместо медиков обращались к экстрасенсам, биоэнерготерапевтам и гуру. В России этот бизнес процветает. К сожалению, в этом перечне находятся священники РПЦ, которые предлагают страждущим чин «отчитки», методы изменения сексуальной ориентации или просто напросто «не благословляют» обращаться за помощью к психиатру.
Современная Русская Православная Церковь не соответствует нравственным понятиям даже периода Византии или Московской Руси XVII века. Если бы царь увидел, что подобное творится в монастырях, он бы вмешался и виновные были бы жестоко наказаны. Тогда к спасению души относились очень серьезно. Но сейчас проект РПЦ представляет собой бизнес и симулякр. Вот почему после вступления в должность исполняющий обязанности наместника обители иеромонах Сергий (Коломиц) первым делом приобрел престижную иномарку и построил баньку для митрополита.
P.S. Пострадавший трудник от полученных ранений скончался.
В монастыре после происшествия введен режим молчания. На сайте обители о трагедии ничего не сообщается. Зато там красуются многочисленные баннеры “помощь монастырю”, “Требы со смартфона — дистанционный заказ молебнов и треб”, “сделать пожертвование” и “Пожертововать через смартфон” (с сохранением орфографии источника).