18 апреля 2024 г. донской митрополит Меркурий высказал “Сугубо личное” мнение о границах терпения.
“Предел терпения заканчивается.
Человек, который оскорбляет Вас. Можно его потерпеть? Ну, можно. Даже полезно иногда. Если Вас оскорбляют лично, здесь терпение полезно…
А если человек начинает оскорблять государство, твою Церковь, твою веру? Надо защищать. Вот в этих ситуациях полагается предел терпению”.
Это очень странный тезис. Ведь
“цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться справедливо, а в том, чтобы вовсе не гневаться” (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).
Отмечу, что это глубокое убеждение донского митрополита Меркурия.
В далеком 2020 году на Прощеное (sic!) воскресенье он заявил, что
прощать следует лишь своих личных врагов, а вот врагов Церкви и своего отечества прощать нельзя.
Полагаю, что ситуации с “оскорблением государства” и “обидой слабых”, это “не ума митрополитов дело”. Для этого существуют силовые структуры. Этими вопросами занимается император (лат. «властитель, военачальник, полководец»).
А вот отношение к врагам Церкви, к тем, кто оскорбляет Церковь и веру, можно оценить с точки зрения Нового Завета и святителей Древней Церкви.
Полагаю, что слова митрополита Меркурия о “пределе терпения” подразумевают, что в некоторых ситуациях митрополиты и обычные христиане могут и должны быть нетерпеливыми и даже проявлять агрессию. Будто такой” справедливый гнев” разрешен христианам чуть ли не самим Богом.
К V веку н.э. христианская Церковь стала по сути Имперской Церковью.
Не зря именно в этот момент текст Нагорной проповеди был испорчен переписчиками:
“А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду” (Мф 5.22).
В славянской Библии: “Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе повинен есть суду”.
Иными словами, гнев без причины (в сербской Библии — “ни за што”) запрещен, однако разрешен “справедливый гнев”, т.е. за “дело”.
“Этим Он уничтожил не всякий вообще гнев, а отверг только несвоевременный; своевременный же гнев полезен” (Евфимий Зигабен). “Кто гневается на брата своего напрасно, будет осужден, но если кто гневается по разумным основаниям, в целях воспитания или по духовной ревности, тот не будет осужден” (блаженный Феофилакт Болгарский +1107 г.) .
Но не все читатели Евангелия соглашались с такой порчей текста. Один из самых известных писателей в мире — Лев Толстой — так описывал своё “смущение”:
“Сказано было: не гневайся напрасно, так что из слов этих не выходило предписания безусловного мира… Христос велит прощать всем, прощать без конца… И тот же Христос говорит: не гневайся напрасно и тем самым позволяет гневаться поделом, не напрасно. Христос проповедует мир, и вдруг, как бы оговариваясь в том, что это не относится до всех случаев, а есть случаи, когда можно гневаться на брата, — вставляет слово «напрасно».
И в толкованиях объясняется, что бывает гнев благовременный. Но кто же судья тому, говорил я, когда гнев благовременный? Я не видал еще людей гневающихся, которые бы не считали, что гнев их благовременный. Все считают, что гнев их законен и полезен. Слово это разрушало весь смысл стиха. Но слово стояло в священном писании, и я не мог выкинуть его. А слово это было подобно тому, что если бы к изречению: люби ближнего, было прибавлено: люби хорошего ближнего, или: того ближнего, который тебе нравится…
Смотрю — варианты все относятся к слову напрасно. Большинство списков Евангелий и цитат отцов не имеют вовсе слова напрасно. Стало быть, большинство понимало, как и я. Справляюсь с Тишендорфом, — в списке самом древнем, — слова этого нет вовсе.
То самое слово, которое нарушало весь смысл учения Христа, слово это — прибавка еще в пятом веке, не вошедшая в лучшие списки Евангелия. Нашелся человек, который вставил это слово, и находились люди, которые одобряли эту вставку и объясняли ее.
Христос не мог сказать и не сказал этого ужасного слова, и тот первый, простой, прямой смысл всего места, который поразил меня и поражает всякого, есть истинный” (Толстой Л.Н. В чем моя вера?).
Граф Лев Толстой был совершенно прав: один из самых ранних фрагментов евангелий папирус 𝔓64+67 (ок. 200 г. н.э.) не содержит греческого слова εἰκῇ — “необдуманно, наобум”.
Слово «напрасно» в IV в. опускали святители Василий Великий (+379 г.) и Афанасий Александрийский (+373 г.). В V веке порчу евангельского текста отмечал блаженный Иероним Стридонский (+420 г.):
“В некоторых кодексах прибавляется: без причины (sine causa). В действительности мысль точно определяется и без этого; ею запрещается всякий гнев… Итак, слова: “без причины” должно уничтожить, ибо гнев человека хотя бы “по причине” не творит правды Божией”.
Кстати, блаж. Иероним выражал недовольство теми переписчиками, которые
“пишут не то, что видят, а то, что они думают, и тогда, когда они пытаются исправить ошибки других, они только демонстрируют свои собственные”.
Таким образом, Иисус в евангелии возвещает абсолютный запрет на гнев. А “справедливый гнев” — это домысел переписчиков евангелия V века.
Следующий вопрос: что говорил Иисус про тех, кто отвергает Благую весть или противится его Церкви?
“Если же их (свидетелей) не послушается, скажи церкви: а если не послушается и церкви, да будет тебе он, как язычник и мытарь” (Мф 18.17).
Как это понимать? Бросать вольнодумцев в тюрьму или на костер инквизиции?
Вовсе нет.
“Если не станет слушать (свидетелей), надо сказать о нем собранию (έκκλησίφ — группе последователей Господа), чтобы оно его подвергло проклятию: так тот, кто не может быть спасен чувством стыда, может быть спасен через санкции” (Иероним Стридонский).
“Не считай теперь его одним из братьев твоих. Но и не отрицай его возможность спасения. Вот и язычников мы не считаем нашими братьями, но всегда молимся об их спасении” (Августин Иппонийский).
“Прекрати с ним после этого всякое общение, как с неисцелимым” (Евфимий Зигабен).
Свт. Иоанн Златоуст различает конфликт христианина с внешними (язычниками и неверующими) и с единоверцем:
“Когда дело касалось одних внешних, то Он там ничего такого не заповедовал, а говорил: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5:39), а здесь не так. Тому же самому и Павел научает, говоря: «Что мне судить и внешних» (1 Кор. 5:12)?”
Другими словами, с согрешившим единоверцем надо прервать отношения, и он не должен общаться с другими христианами, а если Церкви не слушает внешний человек или даже оскорбляет веру христианина, то последний должен не противиться, а подставить вторую щеку!
“Правая щека сподручнее для удара, легче подпадая под правую руку наносящего обиду” (Евфимий Зигабен).
“Бьющему подставляет щеку, сполна позор изведал!” (Плач Иер 3.30).
Греческое раπίζει в евангелии происходит от ραπίζω — “ударять, шлепать открытой ладонью”. Чтобы ударить кого-либо правой рукой по правой щеке, нужно бить тыльной стороной ладони, так что речь может идти о «косвенной обиде».
Итак, удар в правую щеку (пощечина) подразумевает оскорбление за веру (позор), а не обычное бытовое избиение.
“Тот, кто готов дать ответ всякому (1Пет 3.15), встретившись со злонравным человеком, не будет противодействовать ему в отношении его веры, но если тот ударит по правой щеке, он предложит ему логическое и этическое учение, пристыжая его и побуждая прекратить обвинение, ибо преуспеяние в божественных заповедях сбивает с толку тех, кто не видит самого их смысла” (Ориген).
Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что оскорбление христианину наносит скорее сам диавол, а не человек:
“здесь упомянул об ударе по щеке, который считается особенно позорным и составляющим великую обиду… Не говорит: не противиться брату, но: злому, показывая тем, что обидчик все делает по наущению дьявола, и таким образом, слагая вину на другого, весьма много ослабляет и пресекает гнев против обидевшего. Что же, скажешь ты: ужели нам не должно противиться лукавому? Должно, но не так, а как повелел сам Спаситель, то есть, готовностью терпеть зло. Таким образом ты действительно победишь лукавого. Не огнем ведь погашают огонь, а водою”.
Из русских святых приведем слова свт. Феофана Затворника:
“А Я говорю вам: не противься злому;” иначе — отдай себя на жертву своенравию и злобе людской. Но этак и жить нельзя? Не беспокойся. Когда с полною верою, от всей души пожелаешь так жить, чтоб не противиться никакому злу, то Господь сам устроит для тебя образ жизни, не только сносный, но и счастливый. К тому же противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. Оттого бывает, что претерпи только первые натиски злобы, — люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигает злобу”.
“Ударение обыкновенно наносится правою рукою ударяющаго в левую щеку ударяемаго. Здесь Отцы Церкви под символом десной ланиты разумеют то, что есть для человека драгоценнейшее, — то есть, честь его. По сему разумению Спаситель Христос заповедует здесь всем христианам, чтобы они терпели всякаго рода личные оскорбления и обиды, подобно как добрые врачи сносят оскорбления от больных одержимых горячкою… Посему-то Иисус Христос избрал сей случай обиды, как важнейшей, дабы показать, что никакая обида, сколь бы она велика ни была, не должна разрушать в сердце Христианина мира и любви к человекам, и располагать его к мщению” (святитель Филарет (Амфитеатров)).
Некоторые скажут, что эти советы касается конкретного христианина, а не всей Церкви.
У нас есть примеры противостояния Церкви в самом св. Писании.
Когда царь Ирод Агриппа устроил гонение на Церковь в Иерусалиме, то апостолы и ученики Христовы не устраивали против царя митингов и терактов, а лишь молились:
“итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу” (Деян 12.1-5).
Еще один пример мы находим в послании к Римлянам:
“Прошу вас, братья, остерегайтесь тех, кто вносит разлад и сбивает с пути, — наперекор тому учению, которое вы получили. Держитесь от них подальше. Эти люди не Господу нашему Христу служат, а собственным похотям. Своей лестью и красивыми речами они обманывают простодушных” (Рим 16.17-18).
Павел не призывает христиан защищать чувства верующих и не призывает императора наказать обидчиков христианской веры. Он предлагает христианам “держаться от них подальше”.
Апостол “предостерегает их, обнаруживая козни вредных людей. Но так как эти люди не действовали явно, то (апостол) говорит: «Умоляю вас… остерегайтесь», то есть, тщательно исследуйте, узнавайте, испытывайте. Кого же именно остерегаться? «Производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились», потому что разделение всего более подрывает церковь. Пока единение соблюдается в теле (церкви), до тех пор дьявол не может иметь доступа, но от разделения происходит соблазн. Отчего же разделение? От учений, противных учению (апостолов)… Что же нам делать с этими зловредными людьми? (Апостол) не сказал: идите против них и бейте, но: «уклоняйтесь от них». Если бы они делали это по незнанию или по заблуждению, то их следовало бы исправить, но так как они с сознанием грешат, то удаляйтесь от них прочь”.
В другом месте свт. Иоанн Златоуст говорит:
“заблуждение приходит после истины. В самом деле, после пророков — лжепророки, после апостолов — лжеапостолы, после Христа — антихрист. Так поступают и еретики, которые по тщеславию впускают свой яд… Этими словами Христос запрещает войны, кровопролития и убийства. И еретика убивать не должно, иначе это даст повод к непримиримой войне во вселенной. Поэтому, если хочешь, чтоб они были наказаны, и притом без повреждения пшеницы, то ожидай определенного к тому времени” (Беседы на Евангелие от Матфея).
Противостояние гонителям и насмешникам — важная тема соборных посланий Петра и писем апостола Павла:
“Такова есть воля Божия, — писал апостол Петр, — чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей… не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение… И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?” (1 Пет. 2:15; 1 Пет. 3:9, 13).
“Никому не воздавайте злом за зло, — писал апостол Павел в послании к Римлянам, — но пекитесь о добром перед всеми человеками. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим. 12:17, 19, 21).
А таким нетерпеливым митрополитам, как донской деспот Меркурий, напоследок хочется процитировать золотые уста Древней Церкви:
“Вас оскорбляют?
Оскорбляют и Бога.
Вас поносят?
Поносят и Бога.
Вас подвергают оплеванию?
То же терпел и Господь наш. В этом Он имеет общее с нами, а в противном – нет. Он никогда не оскорблял, да и не будет, не поносил, не обижал. Следовательно, мы (оскорбляемые) имеем общее с Ним, а не (оскорбляющие)”.
Литература
- Августин Иппонийский, блаженный. Проповеди Сl. 0284, 82.PL 38.509.10
- Иероним Стридонский. Комментарии на Евангелие от Матфея Сl. 0590, 3.606; CCSL 77:161-62
- Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина. 2-е изд. М., 1892
- Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1903. Том 9, Книга 2, Беседы на послание к Римлянам, с. 483-859
- Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1903. Т. 9., 348
- Толстой Л.Н. Исповедь. В чём моя вера? / М.: Изд-во: Художественная литература, 1990. — 420 с.