3 марта 2024 г. Римская Церковь явила миру «Святое копье» или «копье Лонгина», пронзившее распятого Иисуса – оно хранится в соборе Святого Петра и по обычаю выносится при литургии в пятое воскресенье Великого поста.
Но есть проблема! Наличие нескольких реликвий, именовавшихся святым Копьем, способствовало возникновению сомнений в их подлинности.
Жан Кальвин в «Трактате о реликвиях» отмечал, что ему было известно о 4 реликвиях, именовавшихся святым Копьем; они хранились в Риме, в Париже, в монастыре Нотр-Дам-де-ла-Тенай в Сентонже и в монастыре Ла-Сов-Мажёр близ Бордо (Calvin J. Traité des reliques / Éd. A. Autin. P., 1921. P. 118, 133).
- Несмотря на распространение фрагментов святого Копья, хранившихся в церквах и монастырях Европы с XIII в., считалось, что основная часть реликвии по-прежнему находилась в Константинополе. С 1238 г. французский король Людовик IX Святой выкупил у имп. Балдуина II значительную часть святынь, ранее хранившихся в Фаросской церкви, в т.ч. наконечник святого Копья. Акт передачи реликвий был подписан императором в июне 1247 г. Среди святынь был и терновый венец Христа. В 1791 г. святыни из Св. капеллы перевезли в аббатство Сен-Дени; в 1793 г. бóльшая часть реликвариев была переплавлена, но некоторые предметы передали в Кабинет медалей Национальной библиотеки. Среди них было святое Копье, последнее свидетельство о котором относится к 1796 г. В 1804 г. терновый венец и другие уцелевшие реликвии были переданы в кафедральный собор Нотр-Дам, но святое Копье признали утраченным.
- Ватиканское копьё
По-видимому, именно эту реликвию в 1492 г. султан Баязид II (1481-1512) подарил папе Римскому Иннокентию VIII в благодарность за то, что понтифик удерживал при папском дворе его младшего брата и соперника Джема. Появление «нового» святого Копья насторожило кардиналов, т. к. в Европе хранилось несколько аналогичных реликвий; высказывалось мнение, что султан предлагал папе Римскому фальшивую святыню, чтобы поглумиться над христианской верой. Изучение ватиканского Копья показывает, что оно было изготовлено скорее всего в XI в. - Венское копьё. Стальной наконечник состоит из двух частей, скреплённых серебряной проволокой и стянутых золотой муфтой-накладкой.
Если отбросить ореол святости, которым окутали набожные люди эту реликвию, то перед нами предстанет обыкновенное копье с двумя крыльцами у нижнего конца и короткой втулкой. Оно ничем не напоминает форму римского копья: среди обычных находок, относящихся к античности, нет ничего похожего. Второй экземпляр копья этой формы несколько моложе первого, это копье из краковского Кафедрального собора.
Наконечник копья изготовлен в VII веке. В настоящее время хранится в имперской сокровищнице Хофбургского замка.
- Согласно армянской традиции, святое Копье хранилось в монастыре Гегард, название которого связано с этой реликвией (в настоящее время святыня находится в Эчмиадзине). Форма и декор реликвии позволяют предположить, что она была изготовлена в VII в. в Византии.
Так что же явила миру Римская Церковь?
Литература
Ломакин Н. А. Копьё святое // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. XXXVII : «Константин — Корин». — С. 615—620
Не понимаю, как может кто-то верить в подлинность подобных реликвий в наше время, когда давно известно о существовании огромного кол-ва поддельных «святынь». Реликвии Католической Церкви — это вообще сплошные подделки. Да и в Православной Церкви их масса, например. т.н. «дары волхвов», пояс Богородицы.
+ мощи поддельные