Многие люди отождествляют грех содомлян с “содомским грехом” и гомосексуальностью.
Предлагаю рассмотреть иную точку зрения.
Грехи Содома в библейском контексте
События, связанные с гибелью городов, в современном переводе Библии описаны так:
“Двое ангелов пришли в Содом. Лот … привел их в свой дом, приготовил ужин, напек лепешек и накормил их.
Не успели они лечь спать, как жители города — все мужчины Содома, от мала до велика, — со всех сторон окружили дом Лота.
«Где те, кто пришли к тебе ночевать? — кричали они. — Давай их нам сюда, мы их будем насиловать!»
Лот вышел на порог, закрыл дверь за собой и сказал: «Братья, не надо, не делайте этого!
У меня две дочери, еще девушки, — я отдам их вам, и делайте с ними, что хотите, но не троньте тех, кто пришел под мой кров!»
Но они ответили: «Прочь! Пришел, чужак, поселился у нас, а теперь распоряжаться будешь? Мы сейчас с тобой еще и не то сделаем!» Они стали напирать на Лота и уже собирались вышибить дверь, но гости Лота втащили его обратно в дом, а дверь заперли. Всех столпившихся у порога, от мала до велика, они поразили слепотой — так что те, как ни искали, не могли уже найти входа в дом” (Быт 19.1-11).
Во-первых, понятие о гомосексуальности и сексуальной ориентации появилось лишь в XIX веке, поэтому к древним текстам оно не применимо. В Библии нигде не говорится об ориентации, там идет речь о конкретных формах сексуального поведения.
Поэтому утверждать, что в Содоме жили гомосексуалы нельзя.
Во-вторых, согласно книге Бытия Лот общается с женихами своих дочерей (Быт 19.14). Полагаю, что эти парни тоже не были гомосексуалами.
В-третьих, Лот уговаривает разъяренную толпу не насиловать странников. Назвать это “однополой любовью” нельзя. Речь идет только об изнасиловании.
В-четвертых, Лот предлагает собравшимся мужчинам своих дочерей:
“я отдам их вам, и делайте с ними, что хотите, но не троньте тех, кто пришел под мой кров!”.
Предложение Лота подразумевает, что толпа может согласиться на такой чудовищный обмен и насиловать не мужчин, а девственниц.
Сходный сюжет содержится в книге Судей:
“Путники отдыхали — и тут жители города, люди злые и негодные, обступили дом, стали ломиться в дверь и требовать от старика–хозяина вывести гостя, чтобы они надругались над ним. Хозяин вышел к ним и принялся их уговаривать: «Братья, не надо, не совершайте преступления! Ведь он мой гость, не делайте с ним этой мерзости!
Лучше я вам отдам и мою дочь–девственницу, и его наложницу. Насилуйте их, делайте с ними, что хотите. Только не творите такой мерзости с моим гостем!» Но те и слушать его не желали. Тогда левит схватил свою наложницу и вывел к стоявшим на улице. Те над ней надругались, глумились над нею всю ночь, до утра, — и лишь на заре отпустили ее” (Суд 19.22-25).
В этих текстах мы встречаем описание попытки изнасилования мужчин-чужаков, а также группового изнасилования женщины, приведшего к её гибели. Отметим, что в этих библейских рассказах описано сексуальное насилие, направленное на унижение чужака, независимо от его пола: раз не удалось изнасиловать мужчину, горожане совершили групповое изнасилование его служанки.
Точно так же история про гостей Лота говорит нам не столько про секс (это вторично), сколько про коллективное насилие.
Возможно, жители города заподозрили гостей в шпионаже и решили над ними жестоко расправиться.
Не зря же чуть ранее в книге Бытия описывается война Содома с иными городами-государствами (Быт 14.1-2).
Я допускаю, что всё могло быть ровно наоборот. Скорее всего, жители этих городов испытывали сильную неприязнь и агрессию к представителям иных сообществ, а любого чужака рассматривали в качестве враждебного и небезопасного человека.
Мы видим высокомерное пренебрежение и даже угрозу в отношении самого Лота:
«Прочь! Пришел, чужак, поселился у нас, а теперь распоряжаться будешь? Мы сейчас с тобой еще и не то сделаем!» (Быт 19.9).
Такая ксенофобия и агрессивный национализм стимулировали враждебное отношение и даже насилие в отношении путешествующих людей, а также войны против окружающих племен и городов.
Эта версия подтверждается словами Яхве в книге Бытия:
«Вопиют злодеяния Содома и Гоморры, тяжек их грех. Спущусь и посмотрю, все ли там виновны. Быть может, не все? Проверю» (Быт 18.20-21).
В контексте этой библейской книги “вопль” или “стон” указывает на пролитие крови:
“Что ты наделал? — сказал Господь [Каину]. — Кровь твоего брата, пролившаяся на землю, взывает ко Мне”.
В книге Притч это слово указывает на угнетение нищего или слабого человека:
“Кто при жалобных криках затыкает уши, сам однажды завопит, но ему не ответят” (Прит 21.13).
Вопль обездоленных упоминается и в Новом Завете. Например, Иаков, обращаясь к жестоким богачам, пишет о жалобном вопле работников, не получивших зарплату:
“вот вы присвоили плату работников, убравших ваши поля, и они вопят к Богу, и жалобы жнецов дошли до ушей Господа Саваофа! Вы жили на земле в роскоши, предавались наслаждениям, вы откормили себя ко дню убоя” (Иак 5.4-5).
Этот краткий анализ библейских воплей показывает, что из Содома к небу доносились не сладострастные стоны от взаимного удовольствия, как это порой представляется далеким от библеистики фантазерам, а вопли несчастных людей, против которых выступал не конкретный обидчик, а вся система, все жители города-государства, “от мала до велика” (Быт 19.4).
Конечно, в грехе жителей Содома была сексуальная составляющая: они хотели изнасиловать гостей города. К сожалению, человек способен обратить во зло даже то, что призвано являть радость и любовь, даже самое интимное. Вот почему изнасилование — это крайняя степень зла и агрессии. Это анти-любовь.
В качестве современного аналога “греха жителей Содома” можно привести уголовные традиции «опускания» мужчин. Палачам и садистам не достаточно физического насилия, им хочется максимально унизить человека и явить доминирование. С этой целью используется сексуальное унижение.
Недавняя публикация видеоматериалов с пытками заключенных для многих является знаком, что в российских тюрьмах запущен «гигантский пыточный механизм». Судя по всему, некоторых их них насиловали дубинками или шваброй, а других постигло настоящее гомосексуальное изнасилование. Всем ясно, что в результате такие заключенные теряют статус обычного человека, а вся колония будет считать их «обиженными» и изгоями.
Секс как «способ унижения» или даже убийства — именно в таком контексте я рассматриваю рассказ про гостей Лота в Содоме.
Второй древний библейский текст, описывающий беззакония жителей Содома, содержится в 16-й главе книги пророка Иезекииля (571 г. до н. э.):
“Так говорит Господь Бог Иерусалиму, столице:
Твоя меньшая сестра, что обитала к югу, — Содома и ее дочери. Разве не так же, как они, ты поступала? Разве не такие же мерзости ты совершала? Но мало того, ты стала поступать еще хуже, чем они! Ни Содома, сестра твоя, ни дочери Содомы не совершали того, что совершала ты и твои дочери!
Вот каков был грех Содомы, сестры твоей: были у нее и у дочерей ее величие, изобилие, благополучие и покой, но никто из них не помогал нищему и бедняку.
Возгордились они и стали совершать мерзости предо Мною, и Я отверг их, когда это увидел… ты совершала такие гнусности, что сестер твоих уже не в чем винить.
Стыдись! Твои грехи еще отвратительнее, чем их грехи; твои сестры кажутся праведницами по сравнению с тобой. Стыдись, будь покрыта позором, твои сестры оказались праведнее тебя!”.
К нашему удивлению, в списке грехов жителей Содома пророк вообще не упоминает сексуальное поведение:
“величие, изобилие, благополучие и покой, но никто из них не помогал нищему и бедняку”.
Как и в рассказе про гостей Лота, мы видим здесь описание высокомерных сибаритов, которым наплевать на чужие беды. Такие самодовольные представители элиты не собираются кому-то помогать.
Они сытые, довольные и беспечные.
Содомляне в таком представлении мне напоминают олигархов.
Судя по всему, “мерзость пред Господом” — это идолослужение, то есть измена Яхве с чужими божествами (например, через принесение жертв Ваалу или Молоху).
Интересно и то, что пророк здесь представляет жителей Иерусалима более грешными, чем обитателей Содома.
С такими сравнениями мы столкнемся во многих книгах Библии.
Современник Иезекииля — пророк Иеремия — выдвигает очень похожее обвинение против Иерусалима и Содома:
“пророки Иерусалима творят ужасное: развратны они, живут неправдой, укрепляют руку злодеев, никто злых дел своих не оставляет. Для Меня они все — как Содом, жители столицы — как Гоморра!» (Иер 23.13-14).
Здесь “разврат” означает нарушение супружеской верности. Никаких намеков на сексуальные девиации тут нет. Зато очевидно обличение социальной несправедливости и даже явных форм насилия.
Третий пророк из числа великих — Исайя. В его перечислении грехов народа Божия добавляется ханжество и магическое восприятие обрядов:
“Слушайте слово Господа, вожди Содома! «Не нужны Мне ваши обильные жертвоприношения, — говорит Господь… Довольно приношений никчемных! Их дым омерзителен Мне. Новолуния , субботы, собрания… Нестерпимы Мне празднества грешников!… Ваши руки в крови! Перестаньте творить зло, научитесь делать добро! Стремитесь к справедливости, помогайте угнетенному, защищайте сироту, заступайтесь за вдову.
Столица была полна справедливости, правосудие в ней обитало, а теперь — обитают убийцы! Вельможи твои — отступники, водят дружбу с ворами. Каждый любит взятки, жаждет получать подарки! Не защитят в суде сироту, жалобу вдовы не разбирают!” (Ис 1.10-23).
Исайя особое внимание уделяет дерзости злодеев в Иерусалиме и Содоме. Эти люди перестали стыдиться окружающих и с ощущением собственного величия обижают обездоленных:
“Их несправедливость обличает их. Бахвалятся своими грехами, как жители Содома, открыто!” (Ис 3.9).
Терпимость пророка?
В Библии жители Содома представлены как крайне злые люди, готовые унизить или даже уничтожить любого чужака. Сам Бог вмешивается в происходящее и полагает конец человеческому насилию с помощью своего божественного насилия.
Некоторым горе-толкователям кажется, что сюжет о гибели библейских городов легитимизирует их собственную агрессию к грешникам (точнее, к тем, кто грешит иначе).
Например, иерей Иоанн Охлобыстин в 2013 г. предложил сжигать геев в печах.
В связи с этим меня интересует пример отца веры — Авраама. Когда два ангела ушли по направлению к Содому, “Господь остался стоять перед Авраамом”.
И тогда праведник начинает почти торговаться с Богом, пытаясь спасти грешные города, эту империю зла!
“И, приблизившись к Нему, Авраам сказал: «Неужели со злодеями Ты уничтожишь и праведных? Вдруг найдется в этом городе пятьдесят праведников — так неужели Ты уничтожишь его, не пощадишь ради этих пятидесяти? Не погубишь Ты праведников вместе со злодеями, не постигнет одна участь и злодея и праведника!” (Быт 18.24-25).
За кого ходатайствует Авраам? За праведников?
Нет. Лота и его ближних ангелы спасут и без просьб Авраама.
Он просит пощадить весь город ради 50-ти праведников. При этом он чувствует, что все жители Содома — злодеи. Поэтому он постепенно упрашивает Бога оставить жизнь всему городу ради десяти праведников, что соответствовало семье Лота с родней со стороны женихов.
Интересно, много ли духовных чад у Авраама, которые способны искренне просить Бога пощадить высокомерных и самовлюбленных злодеев, которые в порыве ненависти к чужакам готовы их насиловать до смерти?
Христианские понятия о содомском грехе
Судя по евангельским текстам, Иисус продолжал традицию ветхозаветных пророков, сравнивая грехи иудеев с поступкам содомлян. При этом степень греховности отвергающих его иудеев он воспринимал значительно выше, чем заблуждения и жестокость древних жителей Содома:
- “в тот День Содому будет легче, чем этому городу” (Лк 10.12)
- “в день, когда Лот покинул Содом, пролились на землю сера и огонь — и все погибли. Так будет и в день, когда явит себя Сын человеческий!” (Лк 17.29-30)
- “Содому и Гоморре будет легче в День Суда, чем этому городу” (Мф 10.15)
- “Иисус стал укорять города, где было совершено большинство Его чудес, за то, что они не покаялись: Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида… Капернаум… Если бы в Содоме свершились те чудеса, какие свершились у вас, он бы стоял и поныне… земле содомской будет легче в День Суда, чем тебе!” (Мф 11:21-24).
В Апокалипсисе отвержение Благой вести Иисуса и его распятие рассматривается как величайший грех жителей Иерусалима. Иоанн даже символически называет столицу Иудеи Содомом:
“на улице великого города, где и их Господь был распят, города, который символически назван Содомом и Египтом” (Откр 11.8).
Лишь в двух поздних книгах Нового Завета грех содомлян рассматривается в сексуальном контексте, причем особо выделяются те, “кто идет на поводу у грязных желаний своей плотской природы”:
“И города Содом и Гоморру осудил на разрушение, обратив их в пепел — в назидание будущим нечестивцам. Но Он спас праведного Лота, изнемогавшего от беспутства развратных людей, — ведь для этого праведника, для его праведной души было каждодневной пыткой видеть и слышать, что они творят” (2 Пет 2.6-8).
По всей видимости, это была самая поздняя книга Нового Завета, написанная около 120 г. н.э. Не совсем понятно, откуда автор черпал информацию о ежедневных мучениях Лота. Согласно книге Бытия, Лот самостоятельно принял решение кочевать возле Содома.
“Лот увидел, что Иорданская Долина орошена водой, словно сад Господень (это было еще до того, как Господь уничтожил Содом и Гоморру). Лот выбрал Иорданскую Долину” (Быт 13.10-12).
К тому же, если в Содоме всё было настолько ужасно, зачем же тогда жена Лота обернулась? К чему она там сердечно привязалась? К грехам содомитов?
Не думаю.
Библеисты полагают, что 2-е послание Петра является вторичным произведением по отношению к Посланию Иуды, и заимствует из него идеи и цитаты.
Получается, что именно апостол Иуда в конце I века первым заговорил о сексуальных девиациях у содомлян:
“Как и эти ангелы, Содом, Гоморра и окрестные города, такие же распутники и извращенцы , тоже являют собой пример тех, кто получил в возмездие вечный огонь. Однако и эти люди подобным образом, на основании своих сновидений , оскверняют свои тела, а власть Господа отвергают и бранят небесные силы” (Иуд 1.7-8).
Но в данном тексте сексуальные связи Иуда упоминает исключительно в религиозном контексте.
«Иная плоть» — это описание попыток ангелов и людей вступать в сексуальные сношения друг с другом.
Попытку мужчин Содома изнасиловать ангелов апостол Иуда вслед за автором 1-й книги Еноха напрямую сопоставляет с желанием падших ангелов вступить в сексуальную связь с женщинами (Бытия 6. 1–4).
Большинство других иудейских и христианских толковников древности под «сынами Божиими» в этом тексте разумеют ангелов.
Будучи обстоятельно развито в апокрифических книгах – 1-й Еноха и «Книге Юбилеев», в сочинениях Филона, это мнение в первые века христианской эры пользовалось такой широкой известностью, что его разделяли даже многие из отцов и учителей Церкви (Иустин Философ, Ириней, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и др.).
1-я книга Еноха (7:8) говорит об этой истории в пророческом тоне (поскольку ее предполагаемый автор, Енох, жил еще до потопа):
«И это случится в те дни, когда избранные и святые дети сойдут с высоких небес и их семя соединится с сынами человеческими».
5-я глава Книги Юбилеев связывает эту историю непосредственно с отпадением ангелов:
«И случилось, когда сыны детей человеческих начали умножаться и у них родились дочери, ангелы Господни увидели, что они были прекрасны на вид. И они взяли их себе в жены; и они родили им сыновей, которые сделались исполинами… И на Ангелов Своих, которых Бог посылал на землю, Он весьма разгневался, так что решил истребить их. И Он сказал нам, чтобы мы связали их в пропастях земли. И вот они были связаны в них и разобщены».
Филон Александрийский рассказывает об ангелах, которые злы и не достойны своего имени. Они стремятся не к божественному, а к земным наслаждениям – в частности, обращают внимание на земных девушек.
Получается, что в I веке н.э. никто не видел ничего необычного в таком соединении небесных и земных существ.
Языческие цари и герои считались тогда детьми богов и земных женщин. Этот мотив, по-видимому, использован в библейском сказании о «сынах Божьих», которые вступали в брак с дочерьми человеческими… Брачный союз в символике Священного Писания нередко означает союз религиозный (Ос 2:16, Еф 5:25–33:5), поэтому «брак» с духами может быть понят как измена людей Богу и установление ими греховного союза с духами (т. е. как возникновение язычества). Исполины в таком случае – это обоготворенные цари языческой древности, прославленные в легендах и мифах. Например, месопотамский царь Гильгамеш изображен как «на две трети бог, на одну треть человек.
Христианский апологет Иустин Философ пишет следующее:
«Бог, сотворивший весь мир, вверил попечение о людях ангелам. Но ангелы преступили это назначение: они впали в совокупление с женами и родили сынов, так называемых демонов: а затем, наконец, поработили себе человеческий род… и они посеяли между людьми убийства, войны, любодеяния, распутства и всякое зло».
Позднее понятие о содомии
К сожалению, из всего спектра смыслов, которые содержатся в ветхозаветных книгах про грех содомлян, церковные писатели зациклились исключительно на сексуальных аспектах.
Термин содомия стал означать только анальный секс, например, между двумя мужчинами или даже между мужем и женой:
«Есть же и другой грех содомский, если с женою лежать и в афедрон (задний проход) блудить, это противоестественно, это великое беззаконие, и ненасытное согрешение, и богоотметное. О сем кончаем ответ держать, отраднее будет Содом и Гоморру в день страшный вспомнить» (перечень грехов XIV века «Правила о верующих в гады»).
К категории содомского греха относилась поза “наездницы”: “блудила всяким содомским блудом, на них взлазила”. Наказывалось подобное длительным (от 3 до 10 лет) покаянием, при этом с многочисленными ежедневными земными поклонами.
Полагаю, что сексуальную позу “женщина сверху” стали называть содомской, сопоставляя ее с рассказом про инцест пьяного Лота с дочерьми. Это произошло рядом с Содомом, к тому же в таком случае женщина доминирует над мужчиной, что в представлении церковников совершенно недопустимо.
Некоторые отцы Церкви полагали, что алкогольное опьянение побуждает мужчину не только “смотреть на чужих жен”, но и испытывать вожделения к другим мужчинам:
“Несомненно от вина, как от некоего источника, проистекает безудержная похоть, которая много превосходит даже неистовство всех бессловесных по отношению к женскому полу; ибо бессловесные животные не переходят границ естественного, а упивающиеся вином в мужчинах ищут женского пола и в женщинах – мужского пола” (свт. Василий Великий).
Спойлер: у 1500 видов животных замечено однополое поведение.
Ростовский митр. Димитрий (Туптало) вслед за свт. Василием, полагал, что любой мужчина в состоянии опьянения способен практиковать мужеложество. Он писал, что “пьянство есть содомогоморрский виноград”. Конечно, это не так.
Подведем итоги
По словам Щедровицкого Д.В.,
«самая страшная вина жителей Содома состояла в их отвращении к пришельцам, в ксенофобии — ненависти к гостям и чужестранцам. Над пришельцами в Содоме издевались, их мучили и убивали. А ведь на Востоке до сих пор, и на Древнем Востоке в особенности, гостеприимство — величайшая заповедь, и нарушение ее — страшнейший и неискупимый грех».
В книгах Ветхого Завета и в большинстве новозаветных книг при упоминании грехов содомлян сексуальный аспект почти не упоминался. В библейском контексте главной проблемой Содома была социальная несправедливость и коллективное насилие, а не сексуальная ориентация сама по себе.
Манихейские тенденции в раннехристианской среде (долой секс и даже брак!) способствовали смещению внимания с социальной тематики на антисексуальную. Жителей Содома стали воспринимать в первую очередь как извращенцев, которые ежедневно занимаются противоестественным развратом.
Соответственно, под содомией стали понимать любой «неестественный» половой акт. Этот термин стал обозначать любые формы половых контактов, которые противоречили христианской морали, либо не были направлены на деторождение: внебрачные связи, секс между мужчинами; зоофилия; коитус анальный, поза полового акта «женщина сверху», оральный секс и др.
В позднее средневековье акцент сместился в сторону гомосексуальных контактов между мужчинами
В XXI веке РПЦ официально отождествляет грех жителей Содома с мужеложством и гомосексуальными половыми связями (спойлер: это не одно и то же) (“Основы социальной концепции РПЦ”, ХII.9).
В учении и практике современной Русской Православной Церкви заметен отрыв от библейских реалий.
Средневековая охота на ведьм, еретиков и содомитов сознательно стимулируется спикерами РПЦ. Я воспринимаю это как манипуляцию сознанием масс и эксплуатацией самых низменных черт человека.
Библейские содомитяне совершенно не похожи на эротоманов. Современные содомляне — это, например, неонацисты, готовые унижать и убивать мигрантов.
Такие “патриоты” рады повторять слова тех древних содомлян:
«Прочь! Пришел, чужак, поселился у нас, а теперь распоряжаться будешь? Мы сейчас с тобой еще и не то сделаем!».
“Понаехали, понимаешь!”.
А еще на содомитов похожи те, кто рассматривает секс как форму доминирования и унижения, причем независимо от сексуальной ориентации (это отдельный разговор).
По оценкам Всемирной организации здравоохранения
треть всех женщин и девушек хоть раз в своей жизни испытывали физическое или сексуальное насилие. Самый высокий уровень насилия против женщин в возрасте 15-49 лет – в африканских странах южнее Сахары, в Южной Азии и Океании (33%-51%). В Северной и Южной Америке с насилием сталкиваются 25% женщин, в Австралии и Новой Зеландии – 23%, в Европе – от 16% до 23%. Речь идет не только об изнасилованиях, но и о проявлениях контролирующего поведения. До 38% всех убийств женщин совершается их интимными партнерами.
Непосредственно уподобляются содомитам те сотрудники и заключенные российских тюрем, кто совершает изнасилование людей. Последние впоследствии воспринимаются как “обиженные” изгои, что часто заканчивается попыткой суицида.
Если описать собирательный образ содомита, представленный в книгах пророков, то мы увидим людей, тонущих в роскоши, имеющих завышенную самооценку и презирающих каждого, кто не входит в их элитарный клуб «избранных».
А презирают они многих людей: нищебродов, иностранцев и вообще представителей иных культур. Действуя сообща, такие “содомиты” свою агрессивность воспринимают как легитимную. По сути это торжество идеологии уголовников.
“Содомит” не обязательно насилует, выламывает дверь или проливает кровь людей. Всё это может происходить при необходимости. В обычных условиях такой сибарит будет отказываться оказывать помощь обездоленным и слабым. Например, он будет уклоняться от уплаты налогов на роскошь и участия в деятельности благотворительных фондов. И уж точно не станет волонтером в социальных проектах своего города.
По моему убеждению, библейский образ содомита ни в коей мере не подходит к обнимающимся мальчикам (это как раз и нормально в контексте Библии). Скорее, это российские олигархи, сотрудники ФСИН и люди с психологией гопников, готовые избить чужака, изнасиловать женщину или ударить собственную жену.
В начале нашего обзора мы привели научное описание событий, погубивших города-государства, которые тысячелетиями процветали возле Мертвого моря. На удивление, все ключевые аспекты научных изысканий полностью совпадают с библейским рассказом о гибели грешных городов: огонь с неба, слепота, мгновенная гибель городов, превращение райской землю в пустыню, высокая концентрация соли.
Но в этих рассказах есть и ключевое отличие. В Библии события описаны в категориях мифа: Бог вмешивается в земные события и наказывает грешников за их грехи. Авраам пытается заступаться за содомлян, но не достигает успеха.
Эти существенные добавки мы относим к философии истории древних иудеев. Описывая реальную катастрофу на берегах Мертвого моря, они привнесли свои назидательные диалоги и оценки, которые вряд ли имеют отношение к событиям 1650 г. до н.э.
Поскольку книга Бытия форматировалась в VII в. до н.э., описание гибели Содома могло иметь также и политическую окраску. По мнению исследователей, это
“стилизованные под старину легенды для отражения соперничества в поздний монархический период”.
Как и в случае истории с дочерьми Лота, рассказ про гибель содомитов отражает противостояние древних иудеев моавитянам и другим племенам, проживающим рядом с Иудеей и Израилем.
Литература
- Димитрий Ростовский, свт. Слово о пьянстве / Настольная книга священнослужителя. Т. 2. – М: Московская патриархия, 1978. 245–249 с.
- Насилие в отношении женщин (ВОЗ). URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/violence-against-women
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
- Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. — М.: Теревинф, 2014.