В качестве эпиграфа для своего “Послания по случаю восстановления Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону” митрополит Меркурий почему-то выбрал цитату из Ветхого Завета:
“У тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это на сердце у тебя» (3 Цар.8:18)”.
И далее он рассуждает про времена древнего Израиля, как будто это нормативный образец для православных христиан:
“Такие слова Господь обращает к царю Давиду. Бог приветствует намерение воздвигнуть Ему храм и благословляет каждого, кто в этом участвует, обещая Давиду и сынам его крепкую защиту и благословение: «И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки» (3Цар.27:4-16). Храм становится местом объединения народа, а город, в котором он воздвигнут, объявляется столицей, административным и духовным центром”.
В тот момент меня это сразу насторожило.
Христиане жаждут евангельских слов, а не устаревших идей Ветхого Завета.
Митрополит Меркурий вводит нас в заблуждение, утверждая, будто
“Бог приветствует намерение воздвигнуть Ему храм и благословляет каждого, кто в этом участвует”.
Для начала обратимся к ветхозаветным книгам.
Ветхозаветные представления о Храме
Бог противопоставляет желанию Давида построить Храм, место «обитания» Бога, Свое неподвластное желание всё время быть в пути — «переходить в шатре и скинии». Это фундаментальный тезис Исхода: Яхве путешествует со своим народом.
Когда Давид пожелал построить дом Господу, то получил отказ:
«тебе ли строить дом для Меня, чтобы Я в нем поселился? Ведь с того времени, как Я вывел сынов Израилевых из Египта, и до сих пор не было у Меня дома — Я странствовал в шатре и скинии. И где бы ни странствовал Я с сынами Израилевыми, обращался ли Я к вождям их, которым поручил пасти народ Мой Израиль, с вопросом: Почему вы не построите Мне дом из кедра?’” Я был с тобой везде, куда бы ты ни ходил… Господь говорит тебе, что Он сам устроит тебе дом” (2Цар 7.5-11).
В результате Яхве в некотором смысле построит “дом для Давида” (а не наоборот), дом, который будет стоять на протяжении веков.
Бог как будто Сам строит Храм — «дом для Своего обитания» — по Своей инициативе, а не по инициативе царя, поступающего, «как прочие народы», созидающие храмы-дома для своих богов. Иначе говоря, Бог не желает, чтобы Его заключили в дом, построенный по плану и воле человека, и потому отказывает Давиду, но в то же время хочет присутствовать среди народа, и потому сам инициирует постройку Храма.
Отметим, что Бог не позволяет Давиду строить храм по двум причинам:
1) Богу не нужен каменный храм, он готов путешествовать вместе со своим народом, являя свою Славу в обычном шатре;
2) Давид не достоин строить святилище, имея руки, оскверненные кровью военных действий: „Не ты построишь Храм для Моего имени, потому что ты много воевал и пролил немало крови” (1 Пар 28.3).
При этом Бог говорит Давиду:
“потомка твоего, родившегося от тебя, Я поставлю царем после тебя и упрочу царство его. Он построит дом для имени Моего” (2 Цар 7.5-13).
Нам сказано, что на постройку храма ушло 7 лет (3 Цар 6.38). В следующем же стихе говорится, что на постройку дворца самого Соломона ушло 13 лет, что поднимает вопрос об абсолютной преданности Соломона Богу.
Замыслы различных построек, которые Соломон претворил в жизнь (в особенности Храм и его собственный дворец), требовали большого напряжения. И, как настоящий ближневосточный деспот, он решил не использовать наемный труд. Постройки были созданы с помощью подневольного труда. Другими словами, Соломон закабалил свой народ. В массовых масштабах:
«Царь Соломон заставил весь Израиль нести трудовую повинность: собрал для работ тридцать тысяч человек» (3 Цар 5.13).
И это было еще не все:
«Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах» (3 Цар 5.15).
Позже нам сообщают, что на всех, кто еще оставался из амореев, хеттов, периззеев, хиввеев и евусеев — на всех неизраильтян — Соломон возложил трудовую повинность. А израильтян, согласно этому тексту, Соломон не принуждал к работам (3 Цар 9.20-22).
Тем не менее, текст 3 Царств 12.4 показывает, что на самом деле подневольными работниками были израильтяне. Вот что они сказали Рехаваму про эпоху Соломона:
«Твой отец придавил нас тяжким ярмом. Сделай нашу работу полегче, облегчи ярмо, что наложил на нас твой отец, — и мы будем служить тебе».
Итак, стройки Соломона дались народу Израиля дорогой ценой. Святилище строили с использованием принуждения. За доставку строительных материалов Соломон обязался финикийцам платить ежегодно большим количеством хлеба, вина и оливкового масла (3 Цар 5.10-12).
Что же было дальше?
Как мы помним, ростовский деспот провозглашает магическую формулу, будто Бог “благословляет каждого, кто в этом участвует”, то есть кто жертвует на храм или возводит это культовое здание.
В древней Западной Азии самым праведным из царей считался тот, кто содержал в порядке дом божества и постоянно перестраивал его. Бог пребывал в храме, как люди проживали в своих домах. Храм необходимо было поддерживать так же, как изваяние бога нужно было кормить и одевать ежедневно. Бог «нуждался» в доме, потому люди верили, что он защитит город, который дал ему эту обитель. Израильтяне, которые думали во многом так же, как их соседи, пришли к тому же убеждению относительно своего Бога и Его храма, превратив его в защитный талисман.
В Библии эта концепция полностью отвергается.
Соломон был уверен, что Слава Бога Израилева будет пребывать в его храме «во веки» (3Цар 8.13), на что Яхве сказал:
«вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, то Я буду жить среди сынов Израилевых» (3Цар 6.11-13).
Итак, есть важное “если”.
Однажды Бог повелел пророку Иеремии стоять перед храмом и противостоять тем, кто в него входит.
О чём он должен им говорить?
Об их ложном чувстве безопасности. Они принимали это как должное, что присутствие Бога в храме гарантирует безопасность Иерусалима и их собственного благополучия.
Чего же хочет Бог — регулярного посещения храма или справедливости при распределении Божьей земли?
“Не доверяйте лживым словам: „Вот он, Храм Господень, Храм Господень, Храм Господень!”… Крадете вы, убиваете, прелюбодействуете, клянетесь ложно, воскуряете Ваалу, поклоняетесь богам иным, которых вы не знали, а потом приходите, встаёте предо Мной в этом Храме, который именем Моим осенен, и говорите: „Мы спасены!” — чтобы и дальше творить все эти мерзости. Храм стал притоном разбойничьим?! Я всё это вижу! — говорит Господь” (Иер 7.3-11).
Иеремия произносит ужасную угрозу от имени Бога. Что произойдет, если поклонение в доме Бога продолжается как заменитель справедливости в земле Божьей?
“А теперь, за то, что вы творите все это, — говорит Господь, за это с Храмом, на который вы уповаете, Я сделаю то же, что и с Силомом! Я отвергну вас” (Иер 7.14).
Силом был местом, где ковчег Завета был в шатре Божьем, прежде чем он был перенесён в храм Божий, построенный Соломоном. Позже Силом был разрушен филистимлянами.
Угроза очевидна: если Божий храм используется в качестве места, где поклонение заменяет правосудие, Бог разрушит этот храм, поскольку он стал убежищем для лиц, совершающих несправедливость, и логовом для грабителей.
В этом контексте следует пояснить смысл фразы “вертеп разбойников”. Ежедневная несправедливость людей делает их разбойниками, и они думают, что храм — это их безопасный дом, логово, укрытие или место безопасности. Храм — это не то место, где происходит грабеж, а место, где разбойники ищут убежища.
Иеремия, конечно, не изобретал ничего нового с этим обвинительным приговором. К тому времени была древняя пророческая традиция, в которой Бог настаивал не только на поклонении, но и на социальной справедливости
Отдельно хочется отметить, как Бог относится к тому, что храмовом пространстве пекут хлебные изделия в честь Царицы Небесной:
“Дети дрова собирают, отцы огонь разжигают, женщины месят тесто, чтобы приготовить жертвенный хлеб Владычице неба… себе на позор” (Иер 7.19).
Напомню, что просфора с древнегреческого означает «приношение».
Но в данном тексте понятие “жертвенный хлеб” заимствовано из аккадского языка. Под «царицей неба» здесь понимается Иштар, некая безымянная богиня-мать или Ашера. При раскопках на северо-востоке Сирии, в Мари, была обнаружена дворцовая кухня начала 2-го тыс. до н.э. и сорок семь форм для выпечки, имеющих очертания богини (иногда женской фигуры, иногда в виде звезды).
В книге пророка Исайи содержится похожая негативная оценка храмового культа:
“Слушайте слово Господа, вожди Содома! «Не нужны Мне ваши обильные жертвоприношения, — говорит Господь. Вы являетесь предо Мной, но кто требует всего этого у вас? Зачем вы топчете дворы Храма Моего? Довольно приношений никчемных! Их дым омерзителен Мне. Новолуния, субботы, собрания… Нестерпимы Мне празднества грешников! Ко Мне простираете руки, но Я отвернусь от вас. И сколько бы вы ни молились, не буду Я слушать вас” (Ис 1.10-15).
Жаль, что митрополит Меркурий, будучи тем самым “вождем Содома”, не знает этих грозных предостережений своего Господа.
В конце концов Храм Соломона был сожжен воинами Навуходоносора и превратился в груду почерневших камней. Это соответствовало библейскому учению: внешний культ не угоден Богу, если не соблюдаются Его заповеди.
Захват Иерусалима привел к утрате Иудеей политической независимости. Последний царь из колена Иуды — Седекия (Цидкия) — был пленен вавилонянами около 586 г. до н.э. “Обещание Давиду и сынам его крепкой защиты и благословения” в этот момент перестало действовать. После падения династии Давида иудеи находились под властью других народов:
- Персидское завоевание. Персидские наместники Иудеи (539-331 годы до н. э.)
- Иудея в составе Державы Александра Македонского (332—312 годы до н. э.)
- Иудея в составе Сирийского царства (312—152 годы до н. э.)
- Царская власть евреев была восстановлена при Маккавеях, но эта династия происходила из колена Леви. Это Династия Хасмонеев (152—37 годы до н. э.).
Итак, анализ книг Ветхого Завета показывает, что вырванная митрополитом Меркурием цитата должна рассматриваться в совершенно ином, можно сказать, трагическом контексте. Авторам ветхозаветных книг не было присуще “головокружение от успехов”. Они осуждали зазнайство и самообольщение. Неспособность трезво воспринимать действительность из-за отсутствия самокритики — характерная черта современного епископата. Архиереи РПЦ глухи к предостережениям Библии.
Еще более удивительно, что указанный православный епископ не знаком со святоотеческими толкованиями Библии, хотя именно в этой сфере он, по всей видимости, должен быть специалистом. Ведь в 2007 г. Ученым Советом СПбДА епископ Меркурий был удостоен ученого звания кандидата богословия за сочинение «Труды блаженного Августина, епископа Иппонийского, как литургический источник». Подозреваю, что епископ Меркурий даже не прочёл текст своей исследовательской работы.
После этого небольшого отступления обратимся к толкованиям Библии одного из самых известных святых отцов Церкви.
Как отметил святитель Иоанн Златоуст, в Новом Завете Богу
“угодно, чтобы служили Ему без храма”.
Святитель Иоанн высказывает ошеломительную мысль, что Бог допустил в израильском культе многое из языческих и даже демонических культов. Он объясняет это тем, что Яхве в древности проявлял снисхождение к привычкам грубых и грешных людей. Это касается
“всего иудейского — и жертв, и очищений, и новомесячий, и ковчега, и самого храма, потому что всё это допущено по языческой грубости иудеев. И Бог для спасения заблуждающихся с небольшим изменением допустил в служении Себе то, что наблюдали язычники в своем служении демонам».
Действительно, многие подробности храма Соломона были навеяны финикийским и египетским искусством. Как показали раскопки, по своей архитектуре Иерусалимский храм мало отличался от финикийский храмов, хотя «по общим размерам храм [Соломона] превышал известные образцы как ханаанейской, так и храмовой архитектуры». Исследователи указывают на «безусловные прототипы Соломонова храма в среднем бронзовом веке Эблы, Мегиддо, Сихема и на сохранение того же плана (трёхчастная схема храма с расположением всех трёх компонентов на одной оси) в последующий период», что отразилось и в планировке христианских церквей.
Как уже было отмечено, наиболее авторитетными источниками вероучения для христиан являются не ветхозаветные Писания, а слова Иисуса и ближайших учеников Иисуса — апостолов.
Понятие о храме в Новом Завете
Среди важнейших персонажей евангельской и раннехристианской истории можно выделить трёх — Иоанна Предтечу, Иисуса и первомученика Стефана.
Что же они говорили о культе Иерусалимского храма?
Предтеча Мессии — Иоанн Креститель, будучи сыном священника, отверг предназначенное ему служение в Иерусалимском храме в качестве священника.
Прощение грехов он связывал с “обращением к Богу” и водным крещением, а не с принесением кровавых жертв в Иерусалимском храме:
“в пустыне появился Иоанн, который крестил водой и призывал людей покаяться (μετανοίας) и в знак этого принять крещение, чтобы получить прощение грехов” (Мк 1.4).
Древнегреческое слово μετάνοια (метанойя) означает «перемену ума», «перемену мыслей». Поскольку осознание грешником своих грехов перед Богом не тождественно устремлению личности к восстановлению союза с Богом, этот термин не вполне отражает глубину соответствующего древнееврейского понятия shub [шув], означающего «повернуть назад» или «возвращаться»:
«итак покайтесь и обратитесь (μετανοήσατε οὖν καὶ ἐπιστρέψατε), чтобы загладились грехи ваши» (Деян 3.19).
Покаяние — это не столько эмоции или размышления (вспомним “раскаяние” Иуды), сколько отношение к Богу.
Поскольку жертва лишь символизирует покаяние, без внутреннего раскаяния она будет лишена смысла. В этом смысле совершаемое Предтечей водное крещение было противопоставлено жертвоприношениям в Храме. Он предлагал евреям “возвратиться к Богу”, “снова стать иудеями” (омовение в воде предлагалось лишь прозелитам). Это возмущало религиозную элиту Иерусалима. Их посланцы спрашивали Иоанна Крестителя:
«Раз ты не Помазанник, не Илия и не пророк, почему ты крестишь людей?» (Ин 1.25).
Эта сцена отражает явный конфликт между общиной Крестителя и иерусалимским священством.
Для официального иудаизма того времени храм вечен. Но представители некоторых иудейских течений отвергли храмовый культ и совершали религиозные обряды вдали от религиозных элит. Например, причиной отделения кумранской общины от храмового иудаизма стала неудовлетворенность распространявшейся среди священства эллинизацией и увеличивавшейся с каждым годом его вовлеченностью в политику (особенно это касалось первосвященника). В «Дамасском документе» есть предписание отделиться от участия в культе Иерусалимского храма:
«И все, кто приведены в Завет, не должны входить в святилище, чтобы освящать его жертвенник напрасно, но пусть будут запершими дверь» (CD 6. 11-12).
В этом смысле крайне важно понимать смысл “изгнания торговцев из храма”. Действие Иисуса в храме было символическим исполнением пророческой угрозы Иеремии о его символическом «закрытии» и божественном разрушении, если поклонение Богу заменит правосудие.
Храм превратился в “вертеп разбойников”. Уже готов новый храм Божий, который во времена спасения придет на смену старому (Мк 14.58). А от прежнего
«здания храма… не останется камня на камне; все будет разрушено» (Мф 24.1-2).
В диалоге Иисуса с самарянкой отражено евангельское отношение к “святым местам” и централизованному храмовому культу:
“Говорит Ему женщина: господин, вижу, что Ты пророк. Отцы наши на этой горе поклонялись Богу, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где должно поклоняться.
Говорит ей Иисус: верь Мне, женщина, что приходит час, когда не на горе этой и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему” (Ин 4.19-23).
По сообщению Иосифа Флавия (Иудейские древности, 11:302), правитель Самарии построил храм на горе Гаризим; время постройки относят к 336–331 гг. до н.э. В эпоху Маккавеев, в 129 г. до н.э., иудейский вождь и военачальник Иоанн Гиркан повёл наступление против Самарии, захватил и разрушил храм на горе Гаризим. Но и после этого Гаризим оставалась для самарян местом поклонения Богу.
Самаряне насмехались над святым местом иудеев и однажды, под покровом ночи, даже пытались осквернить Иерусалимский храм. Иудеи, в свою очередь, высмеивали самарянскую святыню – гору Гаризим.
Все эти устаревшие концепты Иисус отвергает и указывает на новый путь поклонения Богу Отцу. В новозаветные времена на место ветхозаветного храма (Деян. 7:48–50) приходит Церковь — Тело Христово (Ин. 2:19–21), живой и святой Храм Господень (Еф. 2.19–22; 1 Петр 2.5).
Свое главное Таинство — Святую Евхаристию — христиане стали совершать не в Иерусалимском храме, а просто по домам. Они были убеждены, что храм “не в бревнах, а в ребрах”.
Вполне сформированное и четкое учение о храме изложил первомученик Стефан.
В своей проповеди перед смертью он на многочисленных примерах показал, что Бог путешествует и пребывает со Своим народом в любом месте, а не ограничен границами стационарного храма:
«Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею… Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет (Деян 7.44,48).
Вероятно, что противники христиан подмечали в их проповеди некоторые указания на окончание ветхозаветного строя:
«мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» (Деян 6:14).
Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что св. Стефан
«опровергает их мнение и этими словами несомненно доказывает, что и сам храм, и обычаи — ничто… Бог очевидно не имеет нужды в прославлении от нас, или посредством храма». В своем толковании святитель последовательно подчеркивает, что в древности у верных Господу людей не было храма и жертвоприношений и они тем не менее обрели пред Богом благодать: «не было ни храма, ни жертвоприношения, но Авраам сподобился Божественного видения… и был он (Моисей) воспитан в доме языческом. «По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста» (Деян 7:30). И где является? В пустыне, а не в храме. Храма нет, и, однако, это место свято. Оно даже чудеснее места во святом святых, потому что здесь Бог никогда не являлся таким образом… Давид молил обрести благодать пред Богом, — молил и не создал (храма). Следовательно, храм не составлял чего-нибудь важного».
Как бы от лица св. Стефана свт. Иоанн Златоуст выражал обличение древним иудеям:
«Когда Бог не желал, чтоб были жертвы, вы приносили жертвы; а когда желает, вы не приносите их; когда Он не хотел давать вам заповедей, вы требовали их; а когда получили, то нерадели о них. И еще, когда существовал храм, вы служили идолам; а когда Ему угодно, чтобы вы служили Ему без храма, вы делаете противоположное».
В проповеди Стефана библеисты обращают внимание на греческое выражение έν χειροποίητοις (“в рукотворных”), которое засвидетельствовано в греческой литературе начиная с Геродота. Оно акцентирует различие между творением человека и тем, что имеет природное происхождение. В Септуагинте оно почти всегда передает древнееврейское слово אליל, которым издевательски обозначались идолы и которое использовалось, чтобы подчеркнуть контраст между величием Яхве и ничтожностью идолов (Ис 2.8; 46.6; Пс 115.4; Лев 26.1).
Именно поэтому отнести такое слово к Храму было оскорбительным для евреев. В Мк 14:58 лжесвидетели обвиняют Иисуса в том, что он обещал разрушить рукотворный Храм. А в Евр 8.2, 9.11,24 истинная скиния, созданная Богом, противопоставляется скинии рукотворной. Исследователи полагают, что отрицание Храма в этой фразе выражено Стефаном еще жестче, чем это принято считать, и предлагает переводить ἀλλ᾽ οὐχ ὁ ὕψιστος ἐν χειροποιήτοις κατοικεῖ следующим образом:
“Но это не Высочайший (а ложные боги язычников), кто живет в рукотворных храмах” (М. Simon, St Stephen and the Hellenists).
Окончанию храмового строя посвящено также и Послание к Евреям, автор которого «доказывает отмену старого священства, а вместе с ним и закона, как бессильного и ненужного».
«Составители Послания к Евреям старались показать, что во Христе пришел конец и храму, и закону. Тело Христово заняло место упраздненного Ветхозаветного Храма».
Отвержение идеи ветхозаветного Храма отразилось и в последней книге Библии — Апокалипсисе. В грядущем царстве не будет Храма:
«Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (Откр 21.22).
Таково библейское учение о культовом здании, посвященном имени Яхве.
В заключительной части нашего обзора хотелось бы привести слова святых отцов православной Церкви, вполне коррелирующие с учением Иисуса и ветхозаветных пророков.
Преподобный Анастасий Синаит (VII-VIII вв.) утверждал, что
«все собрания, Литургии, праздники, причастия и жертвы совершаются для того, чтобы очистился человек от грехов своих и чтобы Бог вселился в него, по сказанному Христом: «Мы, Я и Отец, придем и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23) и «Вселюсь в них и буду ходить» (2 Кор. 6:16). Поэтому, как только человек становится одушевленным и богозданным храмом Божиим и Отец, Сын и Святой Дух вселяются в него и ходят в нем, то богоносная душа его удаляется от всякого желания присутствовать в тварных церквях, (участвовать) в зримых жертвах, вещественных собраниях и праздниках человеческих; она уже не желает поклоняться Богу «ни на горе сей, ни в Иерусалиме» (Ин 4.21). Ведь такой человек внутри себя имеет Отца, внутри имеет Сына – Архиерея, внутри имеет Духа – истинного Огня, внутри имеет истинную жертву «дух сокрушен» (Пс 50.19), внутри имеет жертвенник – чистую совесть, внутри имеет жертву умилостивления – духовные слезы, внутри имеет горний Иерусалим – радующуюся душу. Наконец, он, как духовный, духовными очами приносит жертвы. Ибо «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4.24).
Один из основоположников скитского подвижничества на Руси — преподобный Нил Сорский — говорил, что
“храм Божий в монастыре должен быть выстроен очень просто. Он ссылается в этом на преподобного Пахомия Великого, который не хотел, чтоб в его общежитии церковь имела изящество в архитектурном отношении. Святой говорил, что он устраняет изящество зодчества из иноческой обители с тою целью, чтоб ум иноков не поползнулся по причине похвал человеческих церковному зданию и не сделался добычею диавола, которого коварство многообразно».
Один из самых уважаемых старцев и духовных лидеров греческого народа XX века, преп. Паисий Святогорец также был противником дорогостоящего храмостроительства и богатых пожертвований для монастырей.
«Однажды, — рассказывал отец М. — у меня возникло непреодолимое желание в память о родителях, за упокой их душ, пожертвовать в свой монастырь хорошего качества святой потир [чаша для причастия]. Прежде чем что-то предпринимать, я решил зайти к старцу Паисию, с которым был связан многолетней духовной дружбой. И действительно, я поделился с ним своим соображением. Едва выслушав меня, старец задал вопрос: «А у вас в монастыре есть ещё святые потиры?» «Да, — отвечаю, — есть, причем много и все исключительного качества». Тогда старец, знавший мою семью, спрашивает меня: «А братья у тебя работают?»
Когда я ответил ему, что иногда у них есть работа, а иногда нет, то старец Паисий решительно заявил: «Отец, если твои братья отступят от веры, то будут правы! Послушай-ка, благословенный, дай лучше денег их семьям, а о монастыре не переживай; хватит ему и того, что есть».
«Именно так, отче, — продолжил отец Паисий, — произошло в России. Народ алкал, а они золотили купола. А на сколько это было угодно Богу, выяснилось потом. Он попустил так, что всё это пулями обрушилось на их головы…».
Узнав о том, что некий игумен просил пожертвовать одну лампаду на Богородичный праздник, другую на вход Господень во Иерусалим; лампадку по одному случаю, лампадку по-другому, думая, что мы таким образом можем угодить Божией Матери, старец Паисий говорил: «У иных детей нет денег на еду, на лекарства, иные сидят в тюрьме за наркотики, а мы говорим, что это угодно Божией Матери?»
Подведем итоги
В Библии отрицается идея, будто Богу нужен стационарный храм, а храмоздатели могут рассчитывать на особую милость или защиту Господа.
Если царь Давид был не достоин строить храм, имея руки, оскверненные кровью военных действий, значит, недопустимо строительство храмов министрами обороны и генералами. Нельзя строить храмы в честь воинских побед. Например, в XIX в. храм Христа Спасителя было решено возвести в честь победы в Отечественной войне 1812 г. над Наполеоном.
3-я книга Царств свидетельствует, что строительство храма требует значительных финансовых и трудовых затрат, что воспринимается народом как тяжелое бремя (“ярмо”). К сожалению, при строительстве храмов часто используется административный ресурс и принуждение людей к внесению “добровольных пожертвований”.
Соломон строил свой дворец почти в 2 раза дольше, чем храм. Современные настоятели православных приходов придерживаются иной тактики. Их принцип прост:
“хочешь разбогатеть? Строй храм как можно долго!”
Многие из них предпочитают становиться храмостроителями, а не проповедниками слова Божия. Это очень роднит настоятелей с языческими царями древней Западной Азии, которые за особый подвиг почитали содержание в порядке дома божества и проведение реконструкций храма (вспомним Ирода Великого).
“Послание по случаю восстановления Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону” митрополита Меркурия содержит
“неосновательные и грубые, но набожностью прикрытые мысли”, которые “сделались пищею нечестия и беззакония. Рукотворная церковь не освящает и не спасает того, кто со своей стороны не подвизается, чтобы сделать себя живой церковью живого Бога… Не в стенах, знамениях, звуках, обрядах состоит благочестие и жизнь благодатная, жизнь Божия в человеке” (святитель Филарет Московский).
Новозаветные книги не содержат ни одного намека на необходимость строительства христианских храмов. Многие святые отцы Церкви были противниками сооружения величественных храмов, а также значительных финансовых пожертвований на содержание храма или монастыря в условиях обнищания народа.
P.S.
«Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается», — сказал в 2019 г. патриарх Кирилл.
Относительно церковных денег приведу краткую справку.
На реконструкцию кафедрального собора Рождества Богородицы г. Ростова-на-Дону было потрачено свыше миллиарда рублей. На восстановление храма св. Климента Римского в Замоскворечье из бюджета было выделено порядка 2,5 миллиардов рублей. Сумма добровольных пожертвований на “Главный храм Вооружённых сил России”, он же Храм Воскресения Христова, превысила 3 миллиарда рублей. Поговаривают, что общая стоимость строительства храма превысила 6 миллиардов рублей.
Пандемия коронавируса внесла значительные коррективы в риторику главы РПЦ.
В 2020 г. мы услышали уверения Патриарха Кирилла о том, что
«и без посещения храма можно спастись».
Для многих эти слова прозвучали, как гром среди ясного неба.
По благословению Патриарха Кирилла миряне с тех пор могут освящать ваии (вербы), куличи и творожные пасхи прямо в своих жилищах, используя для этого крещенскую воду.
Так кому же нужны храмы? Богу или людям?
Источники
- Борг Маркус, Кроссан Джон Доминик. Последняя неделя. Хроника последних дней Иисуса в Иерусалиме. — М., 2006
- Деяния апостолов. Историко-филологический комментарий. Главы I-VIII. М.: 1999.
- Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Том 1
- Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого Архиепископа Константинопольского избранные творения. Толкование на Св. Матфея Евангелиста. – М.: Изд. Отдел Московского Патриархата, 1993
- Мерперт Николай. Очерки археологии библейских стран. – М.: ББИ св. ап. Андрея, 2000. – 333 с.
- Отец Нектарий Саввидис. Город Верия. URL: https://pravoslavie.ru/70456.html
- Прокопчук Александр, прот. Лекции по Евангелию от Иоанна. / Протоиерей Александр Прокопчук. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2015
- Уолтон Джон X., Мэтьюз Виктор X., Чавалес Марк У. Библейский культурно-исторический комментарий. Ветхий Завет. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejskij-kulturno-istoricheskij-kommentarij-vethij-zavet/
- Филарет (Дроздов), свт. Слово по освящении храма Живоначальной Троицы, что на Покровке, на Грязях (говорено сентября 12-го дня) 1826 г. URL: https://ekzeget.ru/bible/deania-apostolov/glava-7/stih-48/
- Эрман Барт Д. Библия. Историческое и литературное введение в Священное Писание. — М., 2015