МОСКВА, 6 марта 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса о том, как изменилась вера россиян в сверхъестественное и необъяснимое за последние полтора десятилетия.
Гораздо реже за эти годы наши сограждане стали верить в судьбу (2004 г. – 40%, 2024 г. – 16%), приметы (2004 г. – 21%, 2024 г. – 10%) и воздаяние за грехи (2004 г. – 18%, 2024 г. – 10%).
Тогда как процент верующих в Бога практически не менялся за время замеров с 2005 г. (2005 г. – 58%, 2008 г. – 60%, 2024 г. – 58%).
Неизменной осталась и доля тех, кто допускает существование некой сверхъестественной силы (2004 г. – 12%, 2024 г. – 11%).
Часть наших сограждан устойчиво верят в загробную жизнь (8%), гороскопы (7%), переселение душ (6%), колдовство, магию (5%) и в существование инопланетян (4%).
Радует, что россияне постепенно избавляются от оков суеверия и мракобесия.
Вместе с тем не понятно, в какого же Бога они верят.
Если в Бога верят 60% россиян, а в загробную жизнь лишь 8%, то как можно охарактеризовать такую религиозность?
Лично мне она напоминает эпикурейство. В «Письме к Менекею» Эпикур писал:
“Да, боги существуют, ибо знание о них — очевидность; но они не таковы, какими их полагает толпа, ибо толпа не сохраняет их [в представлении] такими, какими полагает…
Привыкай думать, что смерть для нас — ничто… смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет”.
А из современных учений можно упомянуть доктрину “Свидетелей Иеговы” (деятельность этой религиозной организации как экстремистской запрещена в России).
Отметим, что “Свидетели Иеговы” верят в Бога, но отрицают бессмертие души. При этом они верят, что Бог в конце времен воскресит умерших.
Я далек от мысли, будто россияне изучали письма Эпикура или догматы “Свидетелей Иеговы”.
В конце концов, лишь 26% респондентов верят в воскресение после смерти, а 54% жителей России не согласны с мнением, что после смерти существует возможность воскресения.
Добавлю, что непознаваемым Бог является для 15% россиян. 13% респондентов выражают веру в некую сверхъестественную силу, а не в личностного Бога. 46% из числа всех опрошенных допускают, что Вселенная была создана Богом».
Лишь 47% из них верят в дьявола.
Необходимо признать, что такая “религиозная химера” не совместима с православием (загляните в “Символ веры”).
Описанное верование россиян — это конструкт или набор религиозных мемов, который призван решать их психологические задачи. В трудную минуту “верующий” россиянин может помолиться и поставить свечку. А под словом «Бог» 26% россиян подразумевают в первую очередь надежду и помощь
Руководитель проектов ФОМ Катерина Кожевина уверена, что
“религиозность православных в современной России можно назвать магической. Антрополог Бронислав Малиновский проводит различия между религией и магией. Под последней подразумеваются повседневные практики, когда человек в собственных интересах использует, подчиняет себе «ману» – безличную природную силу, способную исполнять просьбы и желания. Религия же – гораздо более сложное образование, основанное не на механически выполняемых обрядах, а на сложившемся мировоззрении, догматах, социальном кодексе, выстраивании сложных отношений с высшим существом.
Иначе говоря, религиозность значительной части православных ограничивается обрядовой составляющей.
Можно предположить, что значимую составляющую православной религиозности составляет иррациональное сознание как таковое, и оно, безусловно, эклектично: вера в сверхъестественное распространяется на любые явления мистического свойства”.
Кстати, церковные оценки описанного “верования” выглядят еще более жесткими.
Например, заслуженный профессор Московской духовной академии А.И. Осипов, рассуждая о религиозности, утверждает, что
“учения, отвергающие хотя бы некоторые из основных истин религии, не могут быть отнесены к категории религиозных. В некоторых из них за религиозной внешностью скрывается настоящий материализм и атеизм. В других подчеркнутый мистицизм сопряжен с сознательным и откровенным богоборчеством. Так, иудейское учение саддукеев при полном соблюдении культа ветхозаветной религии отрицает важнейшие ее истины: существование духовного мира, души человека, вечность жизни (саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа (Деян. 23, 8)). Саддукейство поэтому, находясь даже в системе религии, не является таковой, но оказывается очевидным материализмом и, фактически, атеизмом”.
Получается, что отрицание души человека или вечность жизни (воскресения из мертвых) “оказывается очевидным материализмом и, фактически, атеизмом”.
Какой же тогда смысл в наименовании России “Святой Русью”?
Литература
- Осипов. Путь разума в поисках истины. 6е изд. – М. Сретенский монастырь, 2010