В Германии более 120 действующих и бывших католических священников, а также другие работники Церкви и преподаватели религиозных школ публично заявили о принадлежности к ЛГБТ+. В рамках кампании «#OutInChurch. За церковь без страха» они потребовали прекратить дискриминацию представителей квир-сообщества в Церкви, пересмотреть устаревшие постулаты о гендерной идентичности и сексуальности в церковном учении «с учетом положений современной теологии и науки», изменить церковное трудовое право и перестать отказывать ЛГБТ-людям и парам в благословении и доступе к таинствам.
Борьба секс-меньшинств за свои права в лоне Церкви ведется уже десятки лет, что отразилось на риторике Ватикана. В 2020 году папа римский Франциск стал первым понтификом, который поддержал легализацию однополых союзов. Русская православная церковь (РПЦ) в отличие от католической по-прежнему осуждает представителей нетрадиционной ориентации, при этом бывшие российские священники заявляют о существовании в РПЦ настоящего гей-лобби. О том, что происходит в католической церкви и как это может отразится на РПЦ, Znak.com поговорил с бывшим клириком Ростовской-на-Дону епархии Александром Усатовым, который решил снять сан, уехал жить в Нидерланды и в 2021 году совершил каминг-аут.
«Никаких толерантных идей от РПЦ ожидать не приходится»
— Возможна ли, даже теоретически, в России вероятность событий, которые происходят в Германии? Может быть, не в рамках РПЦ, а среди бывших представителей нашей Церкви?
— Я знаю несколько таких «бывших представителей нашей Церкви»: Артем Вечелковский (бывший иеромонах и преподаватель Самарской православной духовной семинарии), Кирилл Шадрин (бывший иеродиакон из Магаданской епархии) и ваш покорный слуга. Все в настоящее время живут в Европе.
Множество других священников, диаконов и монашествующих, оставивших служение в РПЦ и лишенных сана за гомосексуальные связи, не совершили каминг-аут, даже покинув Россию.
— Почему они этого не сделали?
— Некоторые не хотели бы столкнуться с травлей или быть обвиненными в «пропаганде». В статье 6.21 КоАП РФ сказано, что пропаганда искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений влечет наложение штрафа. Получается, сама идея о «равноценности» таких отношений, с точки зрения закона, ошибочна. А кому нужны проблемы с законом РФ?
Другие, возможно, не хотели бы медиа-скандала вокруг родственников. Третьи вообще не видят смысла обсуждать с публикой свою личную жизнь.
— Как массовый каминг-аут немецких католических священников может сказаться на Русской православной церкви?
— Никак. Вернее, мы ожидаем, что спикеры РПЦ в очередной раз кинут камень в католиков и обвинят их в апостасии, то есть в отступничестве.
Геи в РПЦ находятся в двойственной ситуации.
С одной стороны, все знают о существовании гей-лобби и возможности сделать легкую карьеру, пройдя через архиерейскую постель.
С другой стороны, наиболее активные прихожане церкви — ярые гомофобы, и опираясь именно на них, РПЦ строит из себя оплот традиционной сексуальной морали. Получается, что «система» позволяет практиковать гомосексуальные связи, только если ты не выносишь их за пределы «системы».
Очень странно, что в 2000 году РПЦ ввела в свой юридический словарь появившийся лишь в XIX веке термин «гомосексуальность» и с тех пор осуждает не содомию, а «любые проявления гомосексуализма». В «Основах социальной концепции Русской православной церкви» утверждается, будто бы учение Церкви в указанной сфере является «неизменным», а
«гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению, вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире».
Составлением этого общецерковного документа занимался нынешний патриарх Кирилл.
— В последнее время эти принципы РПЦ буквально сплетены с идеологией, направленной против квир-сообщества, которую транслирует Кремль. Церковь при этом что-то предлагает или только запрещает?
— РПЦ в противовес европейским традициям считает гомосексуальность греховным повреждением человеческой природы, которое
«нужно преодолевать в духовном усилии». Церковь решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как «норму» и осуждает всякую пропаганду гомосексуализма. Церковь полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, «не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать руководящие должности и исправительных учреждениях» («Основы социальной концепции РПЦ»).
Русская православная церковь хочет казаться полезной государству. Поэтому ее спикеры на каждом углу кричат про «духовные скрепы», «русский мир», опасность гомосексуальности и сектантства, принципиально игнорируя в проповеди обнищание народа, коррупцию и пытки людей в тюрьмах. Никаких толерантных идей от РПЦ ожидать не приходится.
Сигналы о возможной смене акцентов Римско-католической церкви
— Лично для вас что означает каминг-аут?
— Я считаю, что каминг-аут — это в первую очередь не «про себя», а «для кого-то»: ради множества людей, которые «сидят в шкафу» и не считают себя полноценными людьми.
Демонизация геев связана с архаичными и весьма туманными представлениями о каких-то там персонах со странной сексуальностью. Но каминг-аут футболиста, режиссера или священника может помочь обывателю перейти от обобщений к личностному восприятию таких особых людей.
Например, немецкий кинорежиссер, сценарист, актер и гей-активист Роза фон Праунхайм (настоящее имя — Хольгер Бернхард Бруно Мишвицкий. — Прим. Znak.com) был одним из первых в мире кино и театра в Германии, кто демонстративно совершил каминг-аут, чем спровоцировал общественную дискуссию. В феврале 2021 года 185 актрис и актеров в Германии совершили коллективный каминг-аут (который вдохновил организаторов #OutInChurch. — Прим. ред.). Уверен, они сделали это не ради своего пиара, а для нормализации отношений в обществе.
Читая про такой каминг-аут, ты понимаешь, что гей — это не «нечто такое» на галерке бытия, а человек с именем и собственной судьбой, с достижениями и ошибками. Я слышал, что в России снижение гомофобных чувств происходит исключительно за счет личного знакомства с реальными людьми (сват, брат, одноклассник). Если каминг-аут совершают известные личности, это кому-то поможет остановиться и задуматься о том, какие мы все разные.
— Последний каминг-аут католических священников в Германии, насколько я понимаю, в Европе в целом не вызвал эффекта разорвавшейся бомбы. Свои права верующие на Западе отстаивают давно. Расскажите, как это проявляется?
— В отличие от РПЦ, мы наблюдаем амбивалентное отношение римо-католичества к гомосексуальности. Я сейчас живу в Нидерландах. Здесь уже в 1980 году была основана Ассоциация католических пасторов-гомосексуалов (WKHP). Эта организация включает 80 членов и открыто призывает игнорировать запрет Ватикана на однополые благословения. Иными словами, движение за права священников-геев возникло в лоне католической Церкви не вчера, а 42 года назад.
В 2006 году в Австрии была основана католическая группа «Инициатива приходских священников», возглавляемая отцом Гельмутом Шуллером. Ее члены выступили за то, чтобы католическая церковь разрешила священникам вступать в брак, а женщинам — становиться священниками. Это объединение заявило, что «глубоко потрясено» позицией Ватикана и пообещало «не отвергать ни одну любящую пару, которая просит Божье благословение».
В настоящее время у Римско-католической церкви нет четкого ответа на подобного рода активность и самообнаружение священников. Точно так же без реакции остался призыв отменить целибат для католических священнослужителей. С точки зрения Римско-католической церкви, греховными считаются акты однополой любви, но не гомосексуальная ориентация как таковая.
— Проводятся ли какие-нибудь исследования по этому поводу?
— В 2013 году была разослана анкета с 39 вопросами всем католическим епископам с просьбой провести как можно более широкие консультации с верующими. Опрос среди рядовых верующих, часть вопросов которого посвящена сексуальной этике, сигнализирует о возможной смене акцентов Римско-католической церкви. Понятно, что католики, проживающие в таких традиционных странах, как Польша или Мексика, категорически против легитимизации однополых отношений. Однако в Нидерландах, Австрии и Германии среди духовенства и мирян раздаются призывы к подлинным реформам в Церкви, обсуждение которых больше нельзя откладывать.
Опрос показал: 70% католиков в Германии считают, что церковь должна признавать и благословлять гомосексуальные отношения, 85% респондентов выступили за отмену целибата.
В итоге немецкие католики объявили о запуске «синодального пути», который не имеет аналогов в истории католической церкви. В основе этого процесса — готовность к диалогу, который должен привести к преодолению противоречий.
На различных форумах обсуждаются способы осуществления власти в Церкви, вопрос об участии женщин в богослужении, проблематика однополых союзов и нетрадиционных отношений. Председатель немецкой епископской конференции кардинал Райнхард Маркс охарактеризовал происходящее в Римско-католической церкви так: «Синодальный путь — это приглашение изменить перспективу и научиться. Не существует покаяния без признания собственных ошибок, кризисов и нанесенных ран».
Глава католической епархии Дрезден-Мейсена епископ Хайнрих Тиммереверс открыто призвал изменить отношение католической церкви Германии к верующим гомосексуалам и однополым бракам. Он даже назначил священника и пастырского сотрудника специально для работы с местным ЛГБТ-сообществом.
Смена риторики папы римского: «Кто мы такие, чтобы судить?»
— Как на все эти события последних лет реагирует понтифик?
— Будучи архиепископом Буэнос-Айреса, нынешний папа римский Франциск был категорически против однополых браков, легализованных в Аргентине в 2010 году. Он писал, что если позволить усыновление однополым парам, у них вырастет гомосексуальный ребенок. Это очевидное заблуждение понтифика.
Но в 2020 году Франциск вдруг заявил, что «гомосексуальные люди имеют право быть в семье; никого нельзя из-за этого исключать или заставлять страдать». Понтифик имел в виду исключительно юридический аспект проблемы. Он сказал, что нужно издать законы о гражданском союзе.
Весной 2021 года Конгрегация доктрины веры в Ватикане признала «присутствие позитивных элементов» в однополых отношениях, но подчеркнула, что такие партнерства, тем не менее, не могут на полном основании «стать объектом церковного благословения».
В Европе, кстати, различают понятие о браке и о «партнерстве», или «союзе», гомосексуалов, которые имеют определенные правовые последствия. Например, если люди живут вместе, они должны иметь возможность быть допущенными в больницу, когда один из них находится в тяжелом состоянии; или нести совместную материальную ответственность.
В последнее время мы замечаем в католическом мире брожение новых идей и попытки нового понтифика «прощупать почву».
Например, понтифик Франциск заявляет, что гомосексуалисты не должны подвергаться дискриминации, — наоборот, их следует уважать. Франциск несколько видоизменил свое знаменитое высказывание «Кто я такой, чтобы судить?», сделанное им вскоре после интронизации в 2013 году. «Если это (гомосексуальность) — состояние человека, но он имеет добрую волю и ищет Бога — кто мы такие, чтобы судить?» — отметил папа.
Но в целом римо-католики не готовы к радикальным изменениям в вопросах сексуальности. Полагаю, папа Франциск попробует игнорировать самообнаружение клира Германии, как ранее это происходило относительно голландских священников
— Если глава католической церкви разрешит принятие геев в клир, то есть открыто легализует уже существующую практику, какие могут быть последствия?
— Для введения новых правил необходимо озвучить какие-то разумные аргументы. В Новом Завете можно найти обоснование для брака апостола (1 Коринфянам 9.5) или епископа с женщиной (1 Тимофею 3.2). Поэтому отменить целибат будет проще, чем одобрить однополый брак. При этом придется обесценить библейский запрет на мужеложество или же истолковать библейские тексты в смысле гомосексуального насилия, как в Содоме, или ритуальной языческой практики (запреты в книге Левит и в Послании к римлянам). Отмечу, что в Библии не упоминается гомосексуальность как сексуальная ориентация, а осуждается исключительно мужеложество. Напрямую геев это не касается, ведь многие гомосексуалы не практикуют анальный секс.
Также нужно будет переосмыслить средневековое католическое представление, что мужской секс — это «высшее преступление против Бога», и признать его проявлением любви. Не секрет, что многие католические священники — гомосексуалы, поэтому приход в клир женатых священников может привести к непредсказуемым последствиям.
Если официальное учение католической церкви — это не Божья воля, а лишь человеческие мнения, тогда следом придется отменить догмат о папской непогрешимости. Суть этого догмата в том, что когда папа римский определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности, провозглашая его ex cathedra (то есть как глава Церкви), он огражден от самой возможности заблуждаться. Если папы римские осуждали мужеложество, значит, они ошибались?
Переосмысление отношения к гомосексуальности на общецерковном уровне будет намного более серьезным потрясением для католического мира, чем признание учения о гелиоцентризме или теории эволюции. Ведь в данном случае речь идет не о звездах или бактериях, а о высшем проявлении человеческих отношений — любви. И тогда каждый сможет спросить: «А что, так можно было?»