Патриарх Кирилл уверен, что «преподавание основ традиционных религий в школе формирует детей в единой системе нравственных ценностей». Он полагает, что
в результате преподавания этих дисциплин «наши дети будут воспитываться в любви к Родине, в любви и уважении к родителям и старшим, в любви к труду, в любви к природе; если в связи с преподаванием этих дисциплин будут формироваться лучшие качества, которые присущи нашему народу».
Как говорится, «благими намерениями вымощена дорога в ад».
А что происходит на самом деле? Делает ли религиозность человека альтруистичнее, добрее, милосерднее к окружающим людям?
Результаты научных экспериментов
Многочисленные эксперименты показали, что степень религиозности положительно коррелирует с тем, насколько сильно человек заботится о собственной репутации в глазах окружающих.
Попутно в этих экспериментах решался вопрос: что движет добрыми поступками религиозных людей?
Мотивы тут могут быть разные — как чисто альтруистические (сопереживание и желание облегчить страдания ближнего), так и эгоистические (боязнь испортить свою репутацию в глазах Бога, окружающих или своих собственных).
Например, проводились опыты под условным названием «Добрый самаритянин». Людям предлагали пройти в лабораторию для тестирования, а на пути «подкладывали» человека (актера), на вид больного и нуждающегося в помощи. Предложит испытуемый помощь больному или пройдет мимо? Оказалось, что это не зависит от религиозности испытуемого: верующие и неверующие вели себя в этой ситуации в среднем одинаково. В данном случае испытуемые не подозревали, что за ними следят.
Корреляция между религиозностью и просоциальностью обычно выявляется лишь в таких контекстах, где на первый план выступают вопросы репутации.
Религиозность склоняет людей скорее к альтруистической показухе, чем к настоящему альтруизму.
Религиозные люди ведут себя более просоциально, чем неверующие, только в том случае, если за их поведением кто-то наблюдает. Верующие ведут себя более просоциально, если перед экономической игрой их знакомят с текстом, где упоминается что-нибудь божественное. Впрочем, точно такой же эффект дает и напоминание о светских институтах, контролирующих законность и мораль.
Одной из «темных сторон» религиозной просоциальности является то, что она обычно направлена почти исключительно на членов группы, то есть на единоверцев.
«Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф 5:46-47)
Как показали эксперименты, вероятность того, что человек поведет себя в похожей ситуации как «добрый самаритянин», не зависит от его религиозности.
Анализ социологического опроса в России
В рамках Всероссийского репрезентативного опроса каждому респонденту предлагалось отметить в списке те заповеди, которым он большей частью следует в обыденной жизни.
По сравнению с россиянами вообще, неверующие чаще выбирали позицию «мне не приходилось убивать (в том числе делать аборт или склонять кого-либо к аборту).
Если сравнить православных, принадлежащих к РПЦ, со средним россиянином, то отличие только одно: православные чаще выбирают «верю в единого Бога».
Что касается заповедей, определяющих взаимоотношения с ближними, то посещение богослужений не оказывает влияния на отношение к другим людям: регулярные прихожане разных конфессий относятся к ближним так же, как и россияне в целом.
Литература
Марков Александр. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 2. Обезьяны, нейроны и душа. — М.: АСТ, CORPUS, 2015
Прекрасная статья. Один из мифов который упорно транслируют попы ,что религиозность повышает мораль,нравственность и альтруизм
Что до революции 1917года Церковь не смогла воспитать семинаристов ,многие из которых стали революционерами.