4 августа 2023 г. митрополит Меркурий подписал циркуляр “О торжествах, посвященных празднованию Донской иконы Божией Матери”.
К нему прилагается особое “Обращение” митрополита Меркурия к боголюбивой пастве города Ростова-на-Дону:
“По сложившейся на Дону традиции, в первое воскресенье сентября мы все высокоторжественно отмечаем праздник иконы Божией Матери “ДОНСКАЯ”.
Поклониться чтимому, чудотворному образу в Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы соберутся архиереи, пастыри и паломники со всех уголков нашей страны”.
Митрополит Марк (Головков) в своем известном пособии “Церковный протокол” писал так:
Церковное благочестие предписывает соблюдать определенные правила при написании слов, относящихся к православной церковной лексике. Словари подобных слов и выражений издавна составлялись и использовались в Издательском отделе (ныне Совете) Московского Патриархата и могут быть рекомендованы всем пишущим о жизни Русской Православной Церкви.
Обидно, но церковная грамотность — это не про клевретов митрополита Меркурия.
- “…празднованию Донской иконы Божией Матери”
Грубая ошибка. Можно написать: “Празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»”, но не «иконе» и не «иконы».
- “По сложившейся на Дону традиции…”
Эта ошибка выдает не только невежество, но и высокое чувство собственного величия митрополита Меркурия.
По определению,
традиция (от лат. traditio – предание) — это исторически сформировавшиеся, устоявшиеся, передаваемые из поколения в поколение знания, обычаи, воззрения и нормы поведения.
Нововведения ростовского деспота никакой традицией не являются.
- “Мы все высокоторжественно отмечаем праздник…”
Почему ростовский архиерей не может использовать современный русский язык, а щеголяет пафосными неологизмами и дореволюционными терминами?
- Праздник иконы Божией Матери “ДОНСКАЯ”.
Этот оборот отражает церковную номенклатуру товаров. Это то же самое, что йогурт питьевой «Активиа».
Кстати, первоначально Донская икона называлась «Милостивая». Первое упоминание о коломенской иконе Богородицы «Милостивой», получившей эпитет «Донская», встречается в летописях середины – 2-й половины XVI в.
- “Поклониться чтимому, чудотворному образу…”
А вот и скрытая цель всего мероприятия!
Митрополит Меркурий пытается представить свой рукотворный новодел (копию Донской иконы) не просто чтимой, но именно чудотворной иконой. Ведь в таком случае и сам Меркурий будет в ореоле славы, как соучастник чудес и богоявлений.
Как раз это совершенно нетрадиционно для России — любую копию («подобие пречюдные иконы пречистые Богородицы Донския») объявлять чудотворной.
В XIX в. почитались чудотворными следующие списки:
— сохранившаяся и ныне почитаемая Донская икона 1591-1598 гг. в Донском монастыре в Москве (“чюдотворный образ пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Донскиа”);
— икона 1668 г. письма Симона Ушакова из Малого собора Донского монастыря;
— икона в Стародубе;
— образ в скиту св. Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни;
— икона в приходском храме (бывш. Паройской пустыни) Липецка Тамбовской епархии.
Негоже Меркурию со св. рылом ломиться в калашный ряд!
P.S.
Неужели в этом году митр. Меркурий (Иванов) будет снова рассказывать сказки, будто казаки преподнесли Донскую икону кн. Димитрию перед Куликовской битвой?
паломники со всех уголков нашей страны
Это шутка?
Много интересного узнал . Благодарю. Надо было в Bugatti эту икону поставить