Сожженная совесть ростовского деспота

10 марта 2024 г. митрополит Меркурий заявил:

«Совесть наша – это и есть глаза Божии: она нас осуждает, и она же нас оправдывает; она всегда подскажет, что мы делаем правильно, а что – нет».

К сожалению, митрополит Меркурий настолько увлечен копуляциями с парнями, что ему совершенно некогда читать Писание и святых отцов.

Вполне возможно, что его слова отражают не богословское невежество, а стойкое убеждение:

если моя совесть молчит, значит я на правильном пути.

Я терзаю слабого? Так он же сам виноват…

Я не прощаю своих врагов? Так они же не достойны этого…

Я истязаю настоятелей грабительскими поборами? Так они же знали, куда идут….

Я нарычал на священников? Так это они сами меня «раздражнили»…

Мне плевать на бедственное положение поповских детей? Так я же не просил священников детей рожать…

Я развращаю семинаристов? Так мне же этого очень хочется. Это искушение, Богом посланное мне для смирения..

И прочая, и прочая…

Но вернемся к богословию.

С точки зрения христианской амартологии (учения о грехе), весь человек был поврежден в грехопадении Адама и Евы. Он стал смертен, тленен. Повредилось мышление человека и его совесть.

Вот почему в Писании говорится, что совесть может быть порочной или лукавой, оскверненной; слабой, сожженной (Евр 10: 22; Тит 1:15; 1 Кор 8: 7–13; 1Тим 4: 2), заблуждающейся или немощной (1 Кор 8:7).

Свт. Феофан Затворник писал, что

«совесть в падшем состоянии – разбитое зеркало. Как разбитое зеркало, и она теперь не так представляет дела наши и нас, как бы следовало».

У падшего человека «совесть не может быть исправна… совесть не действует одна, отдельно, а берет себе в посредники и орудия другие силы: рассудок, волю, силу чувствования. Если сии расстроены в путях своих, то и от совести нельзя ожидать правой деятельности… «…совесть в греховном состоянии то сама собою неверна, то намеренно искажается ради страстей» (свт. Феофан Затворник).

Авва Дорофей так говорит о последствиях попрания совести:

«совесть не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто ее вовсе нет у нас».

Итак, совесть НЕ «всегда подскажет, что мы делаем правильно, а что – нет».

Митрополит Меркурий вводит слушателей в заблуждение.

А у него самого есть совесть или нет?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: