Отношение Ватикана к гомосексуальным парам НЕ изменилось

18 декабря 2023 года Ватикан опубликовал декларацию Дикастерии доктрины веры «Fiducia Supplicans», в которой говорится о возможности благословения лиц нетрадиционной сексуальной ориентации.
Между прочим, указанная Дикастерия доктрины веры в 1542-1908 гг. именовалась как “Верховная Священная Конгрегация Римской и Вселенской Инквизиции”, в ведение которой входило исследование ереси, расколов и преступлений против нравственности (инквизиция). Кроме розыска людей, замеченных в антихристианской ереси, в её компетенцию входили процессы о ведьмах и содомитах. Инквизиторы полагали, что все они оскорбляют Божье величие и должны умереть:

“весьма недостойно проходить с закрытыми глазами мимо не наказанных оскорблений против Бога, наказывая при этом оскорбления против людей. Ведь оскорбление Божьего величия несравненно преступнее, чем оскорбление человека”.

Но вернемся к новой декларации.

Почуяв “жареный” контент, СМИ сразу запестрели кричащими заголовками: “Ватикан разрешил благословение лиц, вступивших в однополые отношения”, “Папа римский разрешил благословлять однополые пары”.
Одних эта новость обрадовала, другие люди стали возмущаться и критиковать Ватикан. Например, 22 декабря 2023 г. глава Украинской греко-католической церкви архиепископ Святослав Шевчук издал специальное коммюнике, где отражен очевидный протест УГКЦ против декларации.

Что же произошло?

Декларация Департамента вероучения посвящена пастырскому значению благословений в целом, и именно в таком контексте рассматриваются благословения пар, находящихся в неупорядоченных ситуациях, или однополых пар:

эти благословения никоим образом не санкционируют их статус и не затрагивают незыблемое учение Церкви.

Департамент вероучения в 5 параграфе нового документа воспроизводит ответ 2021 года:

«Церковь не имеет власти благословлять союз между людьми одного пола».

В последующем, шестом параграфе, утверждается, что в случае Таинства Брака речь не идет просто о благословении, но о священнодействии рукоположенного служителя. В этом случае благословение священнослужителя напрямую связано со специфическим союзом между мужчиной и женщиной, которые своим согласием устанавливают исключительный и нерасторжимый альянс.

Следовательно, приведенные мной заголовки новостей не соответствуют реальности. Римско-католическая Церковь не благословляет союз между людьми одного пола.

О чем тогда спор?

В Дикастерии заявили, что их новое руководство соответствует тексту 2021 года, поскольку предыдущее руководство применялось только к «литургическим благословениям», которые требуют, чтобы «то, что благословляется, соответствовало воле Бога, как выражено в учении Церкви».

«Учитывая, что Церковь всегда считала нравственно допустимыми только те сексуальные отношения, которые осуществляются внутри брака, она не имеет силы призывать свое литургическое благословение, когда оно каким-то образом может привести к определенной нравственной легитимации союза, претендующего на брак, или же внебрачной сексуальной практики» (параграф 11).

Иными словами, католики отличают благословение и освящение брака в богослужебном контексте от простого жеста благословения священника, совершенного на улице по просьбе случайного встречного.
Во втором обширном разделе документа (параграфы 7-30) анализируется смысл различных благословений, направленных на людей, объекты поклонения и места жизни.
Давайте вспомним, что в праздник св. Антония Великого, считающегося у католиков покровителем животного мира, в Ватикане проводится традиционное благословение животных. В этот день хозяева своих питомцев молятся в храмах об их здоровье, а священнослужитель окропляет животных святой водой.


17 января 2008 г., например, на площади святого Петра благословения ожидали

“лошади, коровы, свиньи, овцы, козы, кролики, собаки, ослы и даже один страус”.

В православной традиции есть обычай освящать (благословлять для употребления) виноград, яблоки и другие фрукты нового урожая:

«Не только человек, но и весь мир призван к освящению и преображению. Вся природа вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов» (Маслов Н.В. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова)).

Многочисленные обряды освящения или благословения (нового дома или автомобиля) показывают, что Церковь обращена с благословением и освящением ко всему миру, словно над всем распростерта благословляющая рука Божия.

Очевидно, что для участия в «Чине освящения колесницы» не нужна предварительная исповедь или даже исповедание веры со стороны просителей.

Таким образом, когда люди просят благословения, исчерпывающий моральный анализ не должен быть предварительным условием для его дарования.

Ибо “от тех, кто ищет благословения, не следует требовать предварительного морального совершенства”.

Именно в последней категории теперь рассматривается возможность благословлять и тех, кто не живет в соответствии с нормами христианской моральной доктрины, но смиренно просит о благословении.
В декларации подчеркивается, что речь идет не о Таинстве Брака, а о ситуации, когда о благословении просят двое людей, состоящих в неприемлемых с точки зрения церковного учения отношениях.

Им, как и любому другому человеку, нельзя отказать в простом знаке Божьего присутствия.

По какой причине украинские униаты отказались принять ватиканскую декларацию «Fiducia Supplicans»?

Глава Украинской греко-католической церкви архиепископ Святослав Шевчук полагает, что указанная декларация распространяется исключительно на Латинскую Церковь и не имеет юридической силы для верующих Украинской греко-католической церкви».

Смысл «благословения» в УГКЦ и Латинской Церкви разный», — отмечает Святослав Шевчук.

“По традициям византийского обряда понятие «благословение» означает одобрение, разрешение или даже духовное указание на определенный вид действия, молитвы или аскетической практики”.

Со своей стороны мне хотелось бы пожелать клирикам УГКЦ проводить исследование уровня благочестия прихожан при каждой просьбе на преподание благословения. То есть расспрашивать прихожан перед освящением жилища или куличей, не имеют ли они сексуальных контактов вне брака, не причастны ли коррупции, исповедуют ли они Символ веры.

Иначе заявление их лидера Святослава Шевчука выглядит как ханжество и политика двойных стандартов.

P.S.

Папа Франциск впервые публично ответил на вопросы о декларации Ватикана о благословениях для однополых пар в итальянском телешоу в прайм-тайм «Che tempo che fa», которое вышло в эфир 14 января 2024 года.

На вопрос, «чувствовал ли он себя одиноким» после того, как Fiducia Supplicans встретила некоторое сопротивление, 87-летний понтифик ответил: «Иногда решения не воспринимаются». «Но в большинстве случаев, когда вы не принимаете решение, это потому, что вы его не понимаете», — добавил он.

Подведем итоги

Отношение Ватикана к гомосексуальным парам НЕ изменилось.
В Катехизисе Католической Церкви сказано:

«Опираясь на Священное Писание, представляющее гомосексуальные действия как тяжкую форму разврата, Предание неизменно объявляет гомосексуальные акты безусловно беззаконными. Они противоречат естественному закону. Они лишают половой акт его функции дарования жизни. Они не вытекают из подлинной эмоциональной и сексуальной взаимодополняемости. Ни в коем случае они не могут быть одобрены» (2357).

Еще один вероучительный документ Церкви (Homosexualitatis problema) напоминает, что

«только в супружеских отношениях использование сексуальной сферы может быть нравственно законным. Поэтому всякий, кто совершает гомосексуальные действия, поступает безнравственно».

В новой декларации Ватикан в очередной раз подчеркнул, что, согласно «непреходящей католической доктрине», допустимыми считаются только сексуальные отношения в браке между мужчиной и женщиной.

Благословение может быть преподано лишь тому, кто «показывает себя нуждающимся в спасительном присутствии Бога в его жизни» и выражает «просьбу к Богу о помощи, просьбу о возможности жить лучше» (21). Эта просьба должна быть воспринята и оценена «вне литургических рамок», когда человек находится «в обстановке большей спонтанности и свободы» (23).

То есть речь идет о смиренных католиках, а не о партнерах-гомосексуалах, требующих “юридического признания своего статуса”.

Вот почему не прав опальный митрополит Леонид (Горбачев), который в своем Telegram-канале произвольно «моделирует ситуацию»:

«Я 34 года в сане, и ко мне подходили за эти годы, как вы понимаете, сотни тысяч людей за благословением. И, разумеется, никогда никто не получал отказа. Но давайте смоделируем ситуацию. Ко мне подходят на улице два человека одного пола и просят благословения. Они его получают. Но если эти люди попросят у меня благословение на совместное семейное житие – с ними нужно будет вести беседу, результатом которой должна быть исповедь. И точка».

Сам обряд благословения нестандартной или однополой пары “никогда не будет совершаться в том же контексте, что и обряды гражданского союза, или даже в связи с ними. И не в одеянии, жестами и словами, приличествующими браку” (39).

Например, священник может помолиться о здравии этих людей и начертать им крест на лбу. Это ни в коей мере не напоминает Таинство Брака (венчание).

Литература

  1. Маслов Н.В. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова)
  2. Сакун Ольга. Церковь не имеет власти благословлять однополые союзы.
  3. Украинские униаты отказались принять ватиканскую декларацию «Fiducia Supplicans», разрешающую благословлять ЛГБТ-католиков
  4. Что значит благословение «неправильных» пар? Ватикан Представил Новый Документ «Fiducia Supplicans»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: