Артос [греч. άρτος – хлеб] – в византийском и русском обряде особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы. Обычно это высокий цилиндрический хлеб, в центре которого обычно помещено изображение Воскресения Христова. Артос напоминает верующим о пребывании с ними Воскресшего Сына Божия, ставшего для них истинным «хлебом жизни» (Ин 6:35). Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими пасхальный кулич.
А вот теперь про отличия.
Артос освящается в храме перед Царскими вратами. В молитве к Богу Отцу священник просит: «воззри на этот хлеб, благослови и освяти его. Нас же, его принесших, и целующих его, и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою удали, здравие всем подавая». После чего священник трижды окропляет артос святой водой со словами: «Благословляется и освящается этот артос окроплением этой святой воды, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
В каком-то смысле пасхальные куличи являются подобиями артоса, но всё же ему не тождественны. Привычные нам «освящения пасок» правильнее называть благословением, ведь с этого момента православные христиане прекращают пост и вкушают скоромную пищу: куличи, творожные пасхи, яйца и мясные продукты.
Вот что про это сказано в Типиконе (Церковном уставе):
«Ведомо же буди и сие: яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею»
(иными словами, благословение мясных продуктов не должно совершаться в храме). Далее упоминается «молитва во еже благословити брашна, мяса, во святую и великую неделю Пасхи», а также «молитва во еже благословити сыр и яица». Обратим внимание: не освящение, а благословение. При этом «яица же и сыр принесенныя поставляются в притворе, в церковь же отнюд не подобает вносити».
Далее в Типиконе содержится пояснение, что пасхальные снеди не являются святынями, но «простым приношением». Это не принесение жертвы Богу, но благословение через молитву «начинающим по посте мясо и сыр ясти».
По этой же причине не стоит воспринимать скорлупу пасхальных яиц за великую святыню.
Подведём итоги. Причащение — святыня, артос — хлеб, освящаемый на литургии. А вот пасхальные яства — не святыни. Молитва и окропление продуктов святой водой являются благословением Церкви на прекращение поста и вкушение скоромной пищи.