Казаки, военные и неоязычество на Дону. Кто виноват и что делать?

Глава Донской митрополии Меркурий обвинил западные спецслужбы в совращении донских казаков и сотрудников силовых ведомств в «неоязыческие практики».

Об этом он высказался на пленарном заседании Димитриевских образовательных чтений 10 ноября 2022 г.:

«Не говоря о возрождающихся и ужасающих по своей природе, в том числе и с принесением кровавых жертв, неоязыческих практиках, которые, к сожалению, приобретают всё большие размеры в силовых структурах и в среде казачества. В том числе и у нас на Дону, я должен сказать об этом».

Митрополит убежден, что вовлечением донских силовиков в культуру неоязычества планомерно заняты западные спецслужбы.

Проснулись?

В совращении российских казаков и спецслужб можно обвинять кого угодно: инопланетян, иностранные спецслужбы (это сюжет для остросюжетного фильма), а также самого митрополита Меркурия и РПЦ в целом. 

Капитан Очевидность озвучил прописную истину: казаки искони были склонны к язычеству и «народному христианству»

Приведу примеры, собранные в казачьих станицах и хуторах Ростовской и Волгоградской областей.

Заговор от сглаза: «Ни я хажу, ни я лячу — прашу Никалая Угодника, Михаила Архангила и Гиоргия Пабиданосца, фсе святыи боги прибывають из младенца (имя) божжыва…» (№ 180).

Заговор от сглаза: «Святой Иван Златоуст, святой Василий Серафим, и ты, Соловей Соловеичко, сядь на оконечко…» (№ 205).

Метод исцеления от детской сухоты: «и на магилки мине ночью насили балезнь эту снять, шоп ни балел я. На магилки мине бросили и фсё. Я так да утра крычал. Прыносют дамой, и гаворить та бапка: «Типерь с ниво ничистый дух весь ушол». И начал я паправляца» (Проценко Б. Н. Заговоры, обереги, поверья, приметы: духовная культура донских казаков. Ростов-на-Дону, 2010. С. 246).

В 1781 г. епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Малинин), испытав в катехизисе семидесятилетнего священника Афанасия Михайлова, обнаружил, что тот

«святителя Николая почитает Богом», а «о Христе Спасителе никакого понятия не имеет».

Еще в XIX—XX вв. можно было встретить мнение, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы. В конце XVII в. русские могли даже считать Николу четвертым лицом Троицы.

Никола нередко именуется в фольклоре непосредственно «богом», например:

«Ты не дай-же Бог, Микола да на тихом Дону, на тихом Дону середь лета о Петрова дни да пересохнут, ты не дай-же Бог, Никола во крещенския морозы перемёрзнути».

«Фраза «Микола святитель Богом силен» превращается в духовном стихе:

«Святитель Микола, силен Бог наш».

Соответственно, Никола может называться «морским богом», «пивным богом» и даже «общим богом». Не менее характерно традиционное напутствие:

«Никола в путь, Христос подорожник!»

Полагаю, что подобные проявления народного политеизма имеют свои корни в самом христианстве и даже в Ветхом Завете. Например, говоря о необходимости почитания святых, преп. Иоанн Дамаскин писал:

«Если же Творец всяческих и Господь называется и Царем царствующих, и Господом господствующих (Откр 19.16), и Богом богов (Пс 49.1), то, несомненно, и святые суть как боги, так и повелители, и цари. Моисея Бог сделал богом фараона (Исх 7.1).

Я полагаю, что читателю понятно, что учить казаков многобожию нет никакого смысла. Они всегда веровали во всё такое. 

Кстати, любимая поговорка митрополита Меркурия — про недопустимость выноса сора из избы. Я неоднократно слышал от него такое наставление. 

По всей видимости, донской архиерей считает, что не стоит посвящать посторонних людей во внутрицерковные неурядицы и проблемы.

С этим невозможно согласиться.

Во-первых, этот совет происходит из мира магии и напрямую связан с суевериями казаков:

“сор не выносят из избы до нового года. На новый год ранним утром выносят сор и сжигают его, обкуривая дымом сады” (Номикосов, 1884, С. 319).

Владимир Даль так описывает первоначальный смысл этого обычая:

«Крестьяне copy не метут на двор, а мечут в печь, когда затопят ее, потому что по copy, как по следу, знахарь может наслать порчу».

В мусоре могли оказаться волосы и другие предметы, которые могли быть использованы для колдовства.

Во-вторых, подобный режим “секретности” Церкви только вредит. “Тайнообразующе” церковники совершают множество финансовых, сексуальных и иных преступлений против личности. “Режим тишины” позволяет им манипулировать людьми, шантажировать и запугивать. Я постоянно пишу об этом в своем блоге.

“Заметая мусор”, церковные лидеры делают хорошую мину при плохой игре и лицемерно заявляют о нравственном совершенствовании и обóжении в лоне Церкви:

“Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи… и потом приходите и становитесь в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости” (Иер 7:9-10).

В-третьих, ученик Иисуса призван не заметать свои ошибки под ковер, а приносить покаяние. Церковь — это ведь сообщество не святых, а кающихся грешников. Существует версия, что рассказ о предательстве апостола Петра попал в евангелия по его настойчивой просьбе.

А ведь порочащие сведения о первоверховном апостоле могли приводить к репутационным потерям ранней Церкви.

Подобным образом поступал и апостол Павел (1 Коринфянам 15:9, Галатам 1:13). Посмотрите, как покаяние апостола вдохновляло новых христиан:

“Он счел меня верным и поручил мне служение, мне, некогда богохульнику, гонителю и обидчику. Но Бог сжалился надо мной, чтобы на мне, первейшем из грешников, Христос Иисус явил всю безграничность Своего терпения и сделал меня наглядным примером для тех, кто поверит в Него и обретет вечную жизнь” (1 Тим 1.12-16).

В молитвах перед причащением христиане сравнивают себя с раскаявшимися грешниками:

“Прими же и меня, Человеколюбец Господи, как блудницу, как разбойника, как мытаря и как блудного сына… Ты ни от блудницы, со слезами к Тебе пришедшей, не уклонился; ни мытаря не отверг покаявшегося; ни разбойника, признавшего в Тебе Царя, не прогнал; ни гонителя покаявшегося не оставил тем, чем он был. Но всем, с покаянием к Тебе пришедшим, дал Ты место в сонме друзей Твоих… Это дает мне смелость, это окрыляет меня, Христе мой!”

В XXI веке православный архиерей предлагает утаивать церковные грехи… Это уже неохристианство?

В-четвертых,

“нет ничего тайного, что не сделалось бы явным” (Лк 8.17).

Рано или поздно весь церковный мусор выйдет наружу. Скандалы бьют по авторитету Церкви намного сильнее, чем кажется. Вспомните, как повлияли на статус Католической Церкви судебные процессы над священниками-педофилами. Храмы опустели.

У В.И. Даля в его «Пословицах русского народа» дано великолепное пояснение:

«Пословица «Не выноси сору из избы» — объявлена бессмыслицею, потому что нельзя же, хоть изредка, не выметать сору, и хороша-де будет изба, коли из нее никогда сору не выносить”.

Но вернемся снова к тезису митр. Меркурия.

На самом деле он говорит не о классическом язычестве типа сибирского шаманизма или магических обрядов ростовского протоиерея Валерия Турищева («кормление» Дона варениками, сожжение трав в поле, освящение трусов для усиления эрекции старика и прочая), а про “неоязыческие практики”.

Ростовский поп-колдун прот. Валерий Турищев

Что такое неоязычество и что в нем “нового”?

Язычество (от церк.-слав. языцы — народы) – это народная вера

К нему относят все религии и религиозные верования, не принимающие Библию за источник сверхъестественного Откровения.

До принятия христианства различные племена, населявшие Русь, поклонялись своим местным богам. Варяги почитали одних богов, славяне других, у финнов были третьи. При этом они заимствовали элементы культа друг у друга. Никакого единообразия в языческих верованиях на Руси не было.

Образы богов не получили у славян той определенности как, например, в греческой мифологии. Не было ни каменных храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Кое-где на открытых местах ставились изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы.

Им приносились жертвы, иногда даже человеческие. 

Культ богов был распространен среди воинов и аристократии Древней Руси, а низший уровень языческой религии был присущ низшим слоям общества (крестьянам и т.д.). Ему были присущи формы суеверий (вера в приметы, гадания), оккультно-магические воздействия (сглаз и порча), а также упрощенный набор представлений о потустороннем мире (домовые, упыри, русалки и пр.).

Этот «нижний ярус» язычества (магия и суеверия) на протяжении веков и по настоящее время сохранялся в сельской местности. Там язычество продержалось дольше, что, впрочем, было явлением повсеместным, как на христианском Востоке, так и на Западе. Не случайно латинский термин «paganus», то есть, «язычник», дословно переводится, как «сельский житель».

В современной России 63% населения является суеверным. Многие верят в астрологию, обращаются к гадалкам и экстрасенсам.

Этот «нижний ярус» за прошедшую тысячу лет слабо изменился. 

«Верхний уровень» славянского язычества был полностью разрушен в результате религиозной реформы князя Владимира.

Идолы были уничтожены, а культ богов – запрещен.

Письменности древние волхвы не имели («Книга Велеса» – подделка ХХ века).

Рассказывая об истории Руси X века и предшествующих столетий, летописец не имел иных источников, кроме византийских хроник и местных преданий, дошедших до него в устной форме (Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под ред. Е.А. Мельниковой. – М.: Логос, 1999. С. 3).

Тем самым уже 1000 лет назад прервалась живая традиция почитания славянских богов.

Ни о каком восстановлении древне-языческих культов не может быть и речи.

Любые попытки воссоздания древних форм язычества можно именовать лишь реконструкцией, что и подразумевает использование приставки «нео» в названиях таких течений (неоязычество).

Откуда же идейные лидеры “родноверия” черпают вдохновение и информацию?

Современные эклектичные попытки реконструкции дохристианских политеистических верований реализуются на основе:

— немногих сохранившихся исторических данных;

— собственной фантазии авторов;

— элементов традиционных религий, различных оккультных учений и других течений международного движения «Нью эйдж» (New Age), которое отличает идея синкретизма религиозной жизни, неприятие христианства, увлечение оккультизмом, обожествление природы или просто анимизм, который у них принято называть «экологизмом».

Меркурий ломится в открытые ворота. Идеи неоязычества распространяются среди казаков с давних пор.

В далеком 1994 г. вышло Определение Архиерейского Собора РПЦ «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме».

В  2011 г. митр. Кирилл – тогда еще епископ Ставропольский – сообщил:

«В настоящее время немало есть людей, которые не просто атеисты, но уклоняются в расколы от Православной Церкви и в язычество. И они при этом, несмотря на 500–600 лет неразрывной связи казачества с Русской Православной Церковью, смеют называть себя казаками».

В ноябре 2014 года патриарх Кирилл назвал «попытки конструировать псевдорусское неоязыческое верование» опасным явлением, а протоиерей Всеволод Чаплин и вовсе предложил «на уровне права» запретить «агрессивное неоязычество». 

На заседании Священного Синода РПЦ, состоявшемся 22 октября 2015 года, был заслушан рапорт председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина с предложениями по противодействию неоязычеству. Участники заседания признали обоснованной озабоченность усилившимся распространением неоязычества и обратили внимание на необходимость более активной работы на общецерковном и епархиальном уровнях с целью опровержения неоязыческих заблуждений:

“Данную работу необходимо вести, прежде всего, с молодежью, сообществами спортсменов и спортивных болельщиков, участниками военно-патриотических клубов, сотрудниками правоохранительных органов и лицами, находящимися в местах лишения свободы”.

Обратим внимание, что, получая тревожные звоночки из казачьего сообщества, спикеры Церкви не объявляли охоту на ведьм, а предлагали церковным людям просто делать своё дело — проповедовать Евангелие. 

Но в 2022 г. что-то изменилось.

Митрополит Меркурий в провале своей миссии на Дону начал обвинять западные спецслужбы.

О его неспособности удержать казаков от апостасии прямо говорит краснодарский специалист по реабилитации жертв деструктивных культов, психотерапевт и нарколог, кандидат медицинских наук Николай Каклюгин:

“То, что реестровое казачество заражено неоязычеством, тоже верно на сто процентов. Кубань, где местные казаки вместе с полицией ходят на патрулирование, охраняют церкви, получают госдотации – это еще самый благополучный казачий регион. Например, в Ростовской области, где казаки предоставлены сами себе, ситуация с их вовлеченностью в неоязычество куда хуже”.

В монографии кандидата исторических наук О.И. Кавыкина «Родноверы» утверждается, что

“корни возрождения язычества кроются в ослаблении советской идеологии в 70-е годы и тогдашней слабости позиций Православной Церкви. Отсюда и повышенный интерес к истокам национального самосознания и национального типа религиозности.  Позже одной из причин неприятия христианства стало фактическое включение РПЦ в систему государственного устройства России и ее претензии на роль официальной церкви. Эти факторы фактически подтолкнули людей, составляющих неоязыческое движение, на поиск альтернативной идеологии, приоритетно основанной на национальных ценностях. 

На первом этапе возникновения славянского неоязычества – с середины 70-х годов по середину 80-х – язычество определялось наличием интереса к дохристианскому прошлому России и дохристианскому мировоззрению”.

Позже появились и оформились славянские боевые искусства – «ратоборства», как некий идентификационный признак движения. Был разработал комплекс славяно-горицкой борьбы, наиболее заметного лица современного неоязыческого движения, основанный, в отличие от восточных единоборств, на другом ритме боевых движений, ином мировоззренческом комплексе (…) 

Главным культом подобных клубов стал культ Перуна – бога воинов. Распространение школы ратоборства по России являлось фактическим распространением и язычества. На этом этапе многие, заинтересованные новым видом боевых искусств, постепенно переходили в язычество. Если раньше группы-общины были в основном в крупных городах, таких как Москва, Ленинград (Петербург), что обуславливалось большим количеством исследователей народной культуры, то на этом этапе язычество фактически распространилось по стране и стало фактом общественно-религиозной жизни (…) 

Был и побочный эффект возрождения славянских ратоборств: формирование воинских культов привело к тому, что многие неофашисты и шовинисты примкнули к языческому движению. По всей видимости, их привлекал культ силы, мужественности, характерный для язычества, возможность религиозного обоснования расизма, новое осмысление лозунга «Россия для русских». Характерное для язычества почтение к героям, культ силы и мужества явились идеальными условиями для появления язычествующих неофашистов. Они также привнесли и нечто новое – если для уже существующих форм язычества не характерно стремление к жесткой организации, то общины, разделяющие неофашистские убеждения, такую организацию, как правило, имеют: у них есть лидер, авторитет которого в общине если не абсолютен, то достаточно высок”.

Итак, неоязычество — это сакрализация национализма, этнофилитизма, это культ крови и рода, фактически — культ предков.

По этой же причине родноверие привлекает не только казаков и военных, но и фанатов спорта и в целом — молодежь.

В 2014 г. председатель Объединения спортивных болельщиков Всеволод Алексеев заявил о высокой популярности в этой среде идей неоязычества.

«Среди активной части болельщиков, то есть среди фанатских объединений, я думаю, число этих людей составляет как минимум треть», — заявил В. Алексеев. Он указал на то, что среди молодежи количество неоязычников «достаточно велико».

Влияние особенностей поведения митр. Меркурия на процесс отпадения от Церкви военных, казаков и молодежи

Специалист по российским неоязычникам О.И. Кавыкин видит

“корни возрождения язычества в слабости позиций Православной Церкви”.

В настоящее время князья Церкви делают фактически всё, чтобы этот процесс стал необратимым. 

Серия финансовых и сексуальных скандалов на Дону сделали своё дело. Прихожан в храмах стало значительно меньше. 

В последней статье “Гомо-окружение митрополита Меркурия” я приводил цитату апостола:

“нужно, чтобы у руководителя церкви… и вне церкви была добрая слава, не то пойдут пересуды и он угодит дьяволу в сети” (1 Тим 3.2-9).

Именно это и происходит на Дону.

«Я милого узнаю по походке»: митрополит Меркурий и курсы повышения квалификации клира

Об отношении епископа к священникам и семинаристам на примере митр. Меркурия

Напомню слова пресс-секретаря митрополита Меркурия Игоря Петровского:

Ростовская область — «край суровый» и «нетолерантный», «казачьи понятия тут отличаются от Нидерландских».

Представьте себе, что думают казаки о своем митрополите и о духовенстве после последних публикациях с видео- и аудиозаписями, указывающими на существование гомо-лобби прямо на Дону.

Гомо-митрополит и гомо-протоиерей

Кто из казаков захочет после этого целовать руку ростовского деспота Венерия или даже заходить в храмы, служат его ставленники?

Этот же вопрос можно задать относительно военнослужащих ЮФО.

Руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Андрей Немыкин — совершил суицид во время Великого поста 2021 г. Митрополит тогда запретил его отпевать и вообще присутствовать на похоронах.

Напомню, что настоятель Никольского храма с. Новониколаевка Азовского района Сергей Лысенко — подозревается в растлении приемных дочерей, запрещен в священнослужении.

Совсем недавно в присутствии священников и военных врачей Меркурий стал сорить сальными шуточками с гомосексуальным уклоном. Тогда в шоке были все, а уставшие после операций в военном госпитале врачи и вовсе не понимали, зачем их пригласили на этот фарс. 

Еще?

Ростовская полиция!

Когда ростовский прот. Геннадий Макаренко предложил юноше минет в парке Октябрьской Революции, чуть позже протоиерей Иоанн Осяк сказал мне в алтаре, что

“вся полиция Ростова от произошедшего была просто в шоке”.

Протоиереи Геннадий Макаренко и Иоанн Осяк

Делайте выводы.

Меценаты давно отворачиваются от Меркурия и священников. Каждый из них прекрасно помнит, как проводилась “Псевдо-реставрация кафедрального собора Ростова-на-Дону”. Финансовые махинации в Ростовской-на-Дону епархии не прошли мимо ушей предпринимателей.

Некоторые из них мне жаловались, что пострадали от несправедливости и даже прямого святотатства со стороны митр. Меркурия и  ростовских священнослужителей.

Умерший от последствий ковида экс-благочинный Таганрогского округа «во время оно» был замечен в махинациях с церковными деньгами, собираемыми для ростовского архиерея. А благочинный приходов Азовского районного округа Александр Якимов был арестован и в 2021 г. все узнали про приговор суда:

“Судом установлено, что Якимов А..Ю.,  реализуя преступный, направленный на хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное в особо крупном размере, действуя из корыстных побуждений, находясь в религиозной организации православного Прихода храма Святого Великомученика Георгия Победоносца…”.

Разве серьезный предприниматель станет вкладывать свои деньги в непрозрачные финансовые схемы РПЦ?

P.S.

Я решил посчитать «жертвы» ростовского деспота на конец 2022 года. Некоторые от него сильно пострадали, а другие совершенно потеряли контроль под его «водительством»:

1. благочинный Азовского округа Алексей Демидов — покинул РФ

2. иподиакон и семинарист ДДС Янис Тераудс — после предложения митрополита Меркурия заняться мужеложеством покинул епархию и принял священный сан в Ярославской епархии. Покинул РФ

3. настоятель кафедрального собора Димитрий Соболевский — покинул РФ

4. инспектор ДДС игумен Диодор — покинул епархию

5. благочинный Северо-Западного округа Ростова-на-Дону Константин Макаренко — высказал мнение для ростовского СМИ, что суррогатное материнство — допустимый способ рождения детей. В результате митрополит Меркурий заставил всех клириков епархии сдавать экзамен на знание «Основ социальной концепции РПЦ»

6. заведующий Сектором православного образования в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеромонах Лаврентий (Полешкевич) — лишен сана за ЛГБТ-активность. Умер

7. клирик Свято-Покровского храма и преподаватель «Основы нравственной культуры» в ДГТУ Виктор Свистунов оказался на сцене клуба «Мед» с голым торсом и приспущенными штанами. В сане иеромонаха он продолжает морализаторствовать перед школьниками

8. благочинный Центрального округа Ростова-на-Дону Геннадий Макаренко — гей-похождения в парке Революции Ростова-на-Дону, покинул епархию (пресс-секретарь Игорь Петровский полностью переврал происходящее в парке)

9. клирик кафедрального собора, эксперт СОРОиК РПЦ Александр Усатов — атеист, открытый гей, лишен сана, покинул РФ

10. руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Андрей Немыкин — совершил суицид во время Великого поста

11. благочинный Таганрогского округа Александр Клюнков — двоеженец. Умер

12. благочинный Азовского районного округа Александр Якимов — осужден за хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенное в особо крупном размере

13. исполняющий обязанности наместника Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря Сергий (Коломиц) вступил в должность, будучи 23-летним юношей. Под его давлением обитель покинуло не менее 10 насельников

14. бывший заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) пострадал из-за видеоролика, где игумен замечен в сексуальной связи с юношей. Страсть Митрофана фотографировать своих голых эрегированных парней, а также снимать на видео гомо-утехи привела к концу его церковную карьеру

Подведем итоги

Заявление митр. Меркурия о совращении донских казаков и сотрудников силовых ведомств в «неоязыческие практики» западными спецслужбами ставит вопрос о его собственной адекватности, либо о причастности к службе контрразведки (что очень странно). В пользу первого варианта говорит и его тезис, что в Ростове-на-Дону

“вдруг что произойдет… Если у нас начнётся передовая..”.

Поскольку на “сборы по военно-медицинской подготовке для клириков и сотрудников епархии” были вызваны лишь клирики Ростова-на-Дону и руководители благочиннических округов, возникает вопрос, почему митрополит «ожидает» ракетные удары именно по столице ЮФО, а не по городам и селам Матвеево-Курганского или Таганрогского благочиний?

Он обладает секретной информацией, которой поделился “по секрету всему свету” или же находится в плену своих эмоций и страхов, распространяя панику среди жителей России?

Тревога о распространении в России неоязычества была впервые озвучена в 1994 г. С тех пор никто не обвинял в этом западные спецслужбы. Все понимали, что не внешняя угроза, а внутренний процесс. 

Для сравнения приведу в пример неопятидесятников.

В 2002 г. основатель латвийской неопятидесятнической общины «Новое поколение»  Алексей Ледяев был депортирован из России по прибытии в аэропорт «Шереметьево-2».

В 2006 г. лидеру крупнейшей украинской неопятидесятнической общины «Посольство Божье» Сандею Аделаджа также не разрешили въезд в РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Меркурий ломится в открытые ворота.

Идеи неоязычества распространяются среди казаков с давних пор. К тому же казаки искони были приверженцами «народного христианства» (формально они православные, а их религиозные практики — языческие).

Исследователи отмечают, что главная причина популярности родноверия среди молодежи, казаков и военных — слабость Русской Православной Церкви и её сервелизм перед властями. Языческий культ крови на самом деле слабо вяжется с учением исторического Иисуса. Силовики, спортсмены и казаки это прекрасно понимают.

В настоящее время катализатором процесса отхода жителей Дона от церковных традиций является ошибочная кадровая политика донского митрополита, финансовые махинации епархии и многочисленные факты существования голубого лобби в лице митрополита Меркурия и его ближайшего окружения.

Ведь не зря пресс-секретарь митрополита Меркурия Игорь Петровский отчитался, что

Ростовская область — «край суровый» и «нетолерантный», «казачьи понятия тут отличаются от Нидерландских».

«Святая Церковь» НЕ способна очищать себя самостоятельно. Всякий раз причиной отстранения клирика из моего списка был публичный скандал или странная неприязнь к личности. Некоторые из клириков продолжают служение под омофором святителя до сих пор.

В настоящее время положение дел в Ростовской-на-Дону епархии хорошо описывается словами из Священного Писания:

«Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам» (Деяния 27:15).

Зачем тогда этой епархии нужен викарный епископ?

И зачем ей такой архипастырь?

Кровавые жертвы

Во время проскомидии священники, возможно, задаются вопросом о символике этого обряда.

Если евхаристический агнец символизирует Иисуса Христа, а копие — копье воина, который пронзил бок уже умершего Иисуса из Назарета, тогда священник, пронзающий “агнца” кубической формы, однозначно

“приобщается к сонму распинателей”.

Источники

  1. История религий / Митрополит Иларион (Алфеев) — Глава 1; Протоиерей Олег Корытко — Введение, главы 2–9; Протоиерей Валентин Васечко — Раздел «Инославие». — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016 
  2. Кавыкин О.И. Родноверы. Самоидентификация неоязычников в современной России. М.: Институт Африки РАН, 2007. — 232 с. 
  3. Карпов А.В. Язычество, христианство, двоеверие: религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках. – СПб.: Алетейя, 2008
  4. Мальцев Владислав. Казаки зачищают оборотней в лампасах. При общинах неоязычников создаются военизированные дружины и сотни. URL: https://www.ng.ru/problems/2013-08-21/5_kazaki.html 
  5. Проценко Б.Н. Заговоры, обереги, поверья, приметы: духовная культура донских казаков. Ростов-на-Дону, 2010
  6. Треть спортивных болельщиков являются неоязычниками — эксперт. URL: http://www.interfax-religion.ru/new/?act=news&div=55893 
  7. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). — М., Изд-во Моск. ун-та, 1982
  8. Шнирельман В. Неоязычество на просторах Евразии. – М: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001
  9. Шнирельман В.А. Русское родноверие. Неоязычество и национализм в современной России. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: