Призрачная встреча с умершими

Многие люди, с которыми мне приходилось общаться о религиозности, были очень далеки от христианских доктрин и священных текстов. Это были невоцерковленные люди, приходящие в храм, чтобы поставить свечку. 

Всех их объединяло сильное желание встретить на том свете любимых и родных людей: бабушку, жену, погибшего ребенка…

Сама мысль о вечной разлуке просто не укладывается у них в голове.

При этом они не обязательно “чают воскресения мёртвых”, но точно верят в реальность загробной жизни.

Рассмотрим это верование поближе.

Оно легко уживается с христианством, хотя возникло намного раньше и с библейским учением имеет мало общего. 

Например, у древних славян слово «бабочка» является формой слова «бабушка». Это образование основано на представлении, что душа умершего продолжает жить в виде бабочки.

Отмечу, что у славян “баба” — это женщина. А вот в тюркском  языке бабА — это отец. Отсюда мужские имена Али Баба и Саи Баба.

Современные верующие россияне порой представляют себе умерших родственников как добрых невидимых защитников, которые наблюдают с небес и всегда приходят на помощь.

Чем это отличается от языческих верований?

Впрочем, поскольку мои знакомые адепты этого верования уверенно относят себя к православным христианам, предлагаю вести разговор, нацепив призмы христианского богословия.

Я мечтаю в раю встретить любимых и родных людей

Погодите. Допустим, что Ваша бабушка или умерший младенец пребывают с Иисусом в райских кущах.

Но где гарантия, что Вам туда будут открыты врата?

Помните, как пели гвардейцы кардинала в фильме “Д’Артаньян и три мушкетёра”? 

“Tому, кто кардиналу служит верно,

Заранее заказан пропуск в рай.

Его высокопреосвященство

Нам обещал на небе райское блаженство”.

Попробую немного разочаровать читателя. 

Никто нам лично не обещал райского блаженства.

В Библии сказано, что

“человекам положено однажды умереть, а потом суд” (Евр 9.27). “Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое” (2 Кор 5.10).

Вот грехи, которые препятствуют, согласно ап. Павлу, войти в Царствие Божие: 

“Разве не знаете, что нечестивые Царства Божьего не наследуют? Не обманывайте себя: ни блудники, ни идолопоклонники, ни развратники, ни мужеложники (ложись они снизу или сверху), ни воры, ни стяжатели, ни пьяницы, ни клеветники, ни грабители Царства Божьего не наследуют” (1 Кор 6.9-10).

Приведу еще один список от этого апостола:

“Что творит плоть, известно: это блуд, нечистота, распутство, идолослужение, колдовство, ссоры, вражда, ревность, гнев, раздоры, разделения, расколы, зависть, пирушки, попойки и тому подобное. Предупреждаю вас, как уже предупреждал: те, кто творит подобное, царства Божьего не наследуют” (Гал 5.19-21).

В церковной традиции появились многочисленные страшилки о том, кто точно не сможет попасть в рай:

  • кто бреет бороду

«Такоже священная правила возбраняют православным христианом во всем, чтобы не брити брад и усов не постригати. таковая несть православных, но поганых. Аще кто браду бреет и умрет тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просфиры, ни свещи по нем в Церковь принести, с неверными да причтется” (Стоглав, глава 40, стран. 124, издан. Кожанчикова, С-.Пб, 1863 г.)

  • фанаты футбола

В 1911 году преподобный Варсонофий Оптинский заявил, что

«гипноз — злая, не христианская сила… Точно также вновь появившаяся игра футбол… Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на неё, потому что эта игра также введена диаволом, и последствия ee будут очень плохие»

  • шахматисты

Русская Церковь запрещала игру в шахматы под угрозой отлучения от Церкви, что было официально закреплено в Кормчей книге 1262 г. и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором. Софийский сборник XIV века стоит на том же:

«Аще поп играет шахы да извержется сана своего».

Традиционный сборник советов XVI века  «Домострой» содержит любопытный список “непотребных дел”

“сквернословие, гнев и злопамятство, с женщиной живет не в законе или на стороне блудит, в содомский впадает грех или держит корчму, ест и пьет безудержно, праздников и поста не соблюдает, или на охоту ходит с собаками; и шахматами увлекается, – прямиком все вместе в ад попадут, да и здесь уже прокляты всеми”.

Таким образом, современному россиянину с точки зрения Церкви уготован скорее ад, чем рай.

Кто-то будет наслаждаться общением с Господом, а кое-кого вышвырнут  во тьму кромешную (Мф 22:13, 25:30), то есть “наружу, во тьму” (ἐκβάλετε εἰς τὸ σκότος τὸ ἐξώτερον). Представьте себе этот образ: одни люди трапезничают с Иисусом во свете брачного пира, а другие выброшены на улицу, где темно. 

 

Не очень-то это похоже на ожидаемую встречу со значимыми людьми после смерти.

Более того, скорбь и ужас грешников усиливаются осознанием, что праведники пребывают в блаженстве, а также очевидностью невозможности выйти из места мучения.

Обратим внимание, что умерший богач из притчи о Лазаре пребывает в тотальном одиночестве: его братья принадлежат земному миру, а умерший Лазарь уже ничем не может ему помочь. 

Некрещеные младенцы

В древности и в средние века женщины часто умирали во время родов. Вместе с роженицей погибал и младенец. Выкидыши также всегда сопровождают всю историю человечества.

Блаж. Августин категорично заявлял, что никакого вечного спасения некрещеным младенцам не обещается (Augustini Hipponiensis. De peccatorum meritis et remissione et de baptismo parvulorum. I. 15, 23; II. 4 // PL. T. 44. Col. 117, 128, 152.).

Мы попали в рай, а наши любимые люди в ад

В этом случае встреча тоже не осуществима. Между праведниками и грешниками

“пролегает великая бездна: даже если кто захочет перейти отсюда к вам, не сможет. И оттуда к нам никому не перейти” (Лк 16.26).

А если мы с родней в ад попадем?

Многие представляют себе ад, как место для приятного времяпрепровождения. Будто там можно перекидываться в картишки, горланить песни и заниматься прочими непотребствами. 

Но христиане описывают ад как абсолютное одиночество:

“Об авве Макарии Великом рассказывают: 

Как-то раз, проходя пустыней, увидел он на земле старый человеческий череп.  

Череп ему отвечал:

– Насколько небо отстоит от земли, настолько велик огонь внизу под ногами нашими, и он достает до нашей головы. И когда мы стоим посреди этого огня, мы не можем видеть лица друг друга…

Авва Макарий заплакал… похоронил его и пошел своей дорогой” (Древний патерик 3, 18).

“Авва Исайя говорил: меня объемлет страх того весьма мрачного времени, если я отвержен буду от лица Божия, и никто уже не явится на помощь мне, и не будет надежды на успокоение” (Древний патерик 3, 7).

Подведем итоги

Христиане верят в реальность загробной жизни. 

Но вероятность встречи “там” двух человек крайне мала. 

Скорее всего, обычные земные люди попадут в ад и не смогут увидеть никого из своего земного окружения:

потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими” (Мф 7.13).

А еще не будем забывать, что Иисус пришел не для того, чтобы родственников и друзей навечно соединять.

Не думайте, что Я пришел установить мир на земле. Не мир Я принес, но меч. Я пришел разделить! Разделить „сына с отцом, с матерью дочь, со свекровью невестку. И враги человеку его домочадцы ”. Кто любит отца или мать больше Меня, тот не для Меня! Кто любит сына или дочь больше Меня, тот не для Меня! (Мф 10.34-37).

P.S. 

Ранее я уже писал о загробной жизни:

Библейские представления о душе и загробной жизни (Ветхий Завет)

Новозаветные представления о душе и загробной жизни

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: